Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Хлебозавод уволил всех кондитеров3

Хлебозавод уволил всех кондитеров
Около 30 теперь уже бывших сотрудников предприятия Latvijas maiznieks (бывшая Maiznīca Dinella) познали на себе далеко не лучшее проявление частного бизнеса, а именно: если что-то перестает приносить желаемую прибыль, то предприниматель расстается со ставшей неугодной структурой, минимизируя потери и оптимизируя производство. Люди при этом просто идут на биржу...

Понедельник, 28 февраля, стал последним рабочим днем для всех сотрудников кондитерского цеха Latvijas maiznieks. Предприятие отныне будет специализироваться только на выпечке хлеба, а кондитерские изделия, как нам удалось узнать, новым хозяевам предприятия – эстонскому Eesti Pagar – дешевле производить в Эстонии. Кроме того, некоторое время назад на даугавпилсском предприятии прекратили производство одного из видов тостерного хлеба: эстонцы пекут его дешевле даже с учетом дополнительных транспортных издержек.

 

А посему закономерно, что грустная весть с биржи труда не заставила себя долго ждать: во вторник, 1 марта, среди вновь регистрирующихся безработных преобладали бывшие сотрудники Latvijas maiznieks, да и утром 2 марта они составляли примерно половину очереди в кабинеты Госагентства занятости. Но на бирже никаких сигналов о грядущих сокращениях не получали. Оказалось, работники ушли с хлебозавода с формулировкой «по соглашению сторон», а значит – работодатель не должен был информировать госслужбу о своих планах заранее.

 

Желая получить объяснение ситуации, которую никто не ожидал после публично провозглашенных руководством хлебозавода планов по развитию и модернизации производства, мы обратились к Анатолию Никитенко. Однако некогда член правления предприятия заявил, что он так же как и кондитеры более не имеет трудовых отношений с Latvijas maiznieks. «Это нормальный закон бизнеса. Когда у предприятия меняется хозяин, то рано или поздно меняется и управленческая команда», – прокомментировал свое увольнение Анатолий Никитенко.

 

Мы связались с юрисконсультом Latvijas maiznieks Юрисом Ужулисом, который согласился прокомментировать ситуацию. Что касается бывшего руководителя, то Юрис Ужулис отметил, что Анатолий Никитенко уволился сам, так как получил другое предложение о трудоустройстве. А говоря о других сотрудниках хлебозавода, которые теперь обивают пороги местного филиала Госагентства занятости, юрисконсульт Latvijas maiznieks отметил: «Работы действительно лишились 2–3 водителя и несколько кондитеров, но как и прежде при любых сокращениях наше предприятие предлагает людям другую работу. Вот и теперь мы трудоустроили всех, кроме тех, кто решил уйти на биржу добровольно. Что касается водителей, то они перешли работать в другую фирму, которая теперь будет обеспечивать транспортировку нашей продукции.

 

Сотрудникам ликвидированного кондитерского цеха также было предложено остаться, так как наше предприятие постоянно развивается, и у нас до сих пор есть вакансии, связанные с выпечкой хлеба. Кто-то остался, кто-то ушел в другие фирмы, но кто-то предпочел пойти на биржу и получать деньги от государства за то, чтобы ничего не делать. Я лично не приветствую этот подход, но таков выбор людей.

Отмечу также, что абсолютно всем, кто решил уйти, мы выплатили компенсации, как при сокращении, хотя увольнение происходило по соглашению сторон. По закону мы не обязаны были этого делать!»

 

Юрис Ужулис не смог назвать точное количество уволившихся кондитеров, однако с уверенностью опроверг предположение корреспондента о том, что им была предложена работа с меньшей зарплатой. «Сейчас мы говорим не о понижении, а только о повышении зарплаты! В ближайшее время мы намерены поднимать престиж своего предприятия, в том числе и благодаря повышению уровня зарплат. Не буду скрывать, что до последнего времени у нас была жуткая текучка кадров, которую мы намерены искоренить именно через повышение престижа работы на хлебозаводе», – сказал он.

 

С целью узнать точное количество уволенных мы отправились в Госслужбу занятости, где и встретили бывших кондитеров хлебозавода. Женщины в том возрасте, когда найти работу в Даугавпилсе уже очень сложно, сидели, смиренно дожидаясь своей очереди, чтобы пополнить ряды безработных. По их словам, ситуация совершенно обратная описанной юрисконсультом хлебозавода: не ушли единицы, а остались единицы из 26 уволенных сотрудниц кондитерского цеха. Добавить еще несколько водителей – и того порядка трех десятков человек плюс к 10,5 тыс. безработных в городе и крае (Даугавпилсский и Илукстский считаются вместе).

 

«Мы бы и рады перейти на ту работу, которую можем выполнить. Но какая там работа? По ночам грузить хлеб? И подкидывать ящики с продукцией на приличную высоту, составляя их один на другой? На такую работу принимают физически сильных молодых мужчин. Там и есть вакансии. А нам такую не предлагали, да мы бы и не пошли. Откуда у нас столько физической силы?» – сказала одна из уволившихся женщин. На вопрос о дальнейших возможностях своего трудоустройства ни одна из новых безработных не смогла дать более или менее определенного ответа. Все лишь пожали плечами и тяжело вздохнули...