Прекрасная Атлантида
Об Атлантиде все что-нибудь да слышали и ищут ее в разных местах. Существует версия, что вулканический остров Санторини в Эгейском море – ее осколок. Версия хороша, поскольку Атлантида – миф о прекрасном, совершенном мире, а вышеназванный остров такой и есть. Белые с синими крышами, балконами и ставнями дома острова изображены на всех открытках и рекламных проспектах Греции.
Из Пирея до Санторини плыть семь часов на большом пароме. Есть судна побыстрее и поменьше, но если шторм, то на них, по отзывам путешественников, приходится туго, поэтому мы решили не рисковать. Да и зачем торопиться: морская прогулка прекрасна, от пейзажей дух захватывает, цвет моря меняется каждую минуту, и чтобы в словах выразить изменения, нужно быть великим поэтом. И плыть нежарко: это немаловажный факт после трехдневного нахождения в Афинах.
По пути в Санторини паром совершает короткие остановки еще на двух островах – Паросе и Наксосе. Первый известен знаменитым мрамором, из которого созданы многие древнегреческие скульптуры, второй считается родиной Диониса, бога вина и веселья.
И вот, наконец, Санторини. Да, он именно такой, как на открытках и буклетах. Синим и белым цветам есть следующее объяснение: во время Второй мировой войны немецкие оккупанты запретили свободолюбивым и гордым жителям острова вывешивать государственные флаги, так санторийцы за одну ночь выкрасили свои жилища в цвета греческого флага. Сейчас же просто поддерживают традицию, добавляя иногда к сине-белой гамме яркие краски цветущих растений.
Рай для туристов, которых здесь невероятное количество. Один пример: мы собирались любоваться закатом в городочке Ия, там закат прямо-таки культовый, но когда я увидела, сколько человек хотят сесть в направляющийся туда автобус, то подумала, что закаты хороши и в других местах Санторини. Как, впрочем, и восходы. При этом пространство острова обладает какими-то волшебными свойствами: ты в толпе, но как бы и один наслаждаешься окружающей красотой. Санторини удостаивает тебя аудиенции.
Ресторанов, кафе, таверн и прочих приятных мест вокруг столько, что никаких очередей нет. Фантастика! В одной таверне нас обслуживала пожилая болгарка, очень хорошо говорившая по-русски. Сказала, что работает 23 года и считает дни до пенсии – сразу же уедет на родину. Глаза у нее грустные-грустные… Еще сказала, что туристы из Латвии и Литвы ей встречались, но они редко общались по-русски, говорили на своих языках, их она не знает. В другой таверне, услышав русскую речь, к нам буквально бросилась женщина вполне греческой наружности: «Ой, наши девочки…» Оказалась грузинкой, тепло вспоминала Прибалтику: студенткой ездила в Клайпеду на всесоюзную олимпиаду. «Русский язык нас когда-то объединял», – задумчиво произнесла женщина. Когда же узнала, что в Грузии мы тоже бывали и грузинское вино нам нравится больше греческого, то буквально расцвела. Ох, уж эта тоска по родине…
А с закатом нам особо повезло. Возвращались в Афины на том же пароме поздно, и нам был дарован закат на Эгейском море. Когда солнце село, большая группа молодых японских туристов устроила ему овацию. И у всех на лицах были улыбки…
«Афинский мыс, священный Суний»
Вынесенная в подзаголовок строчка – фрагмент «Одиссеи» Гомера. Мыс Сунион, о котором идет речь, находится в часе езды от Афин, именно он стал финальным аккордом наших небольших греческих каникул.
На Сунионе хорошо сохранились развалины храма Посейдона, в этом храме справлялись большие праздники в честь одного из трех главных богов-олимпийцев, повелителя морской стихии. Понятно, что древние греки – рыболовы, путешественники и торговцы – особо почитали Посейдона: гнев бога был страшен, бушующее море уносило жизни и разрушало имущество.
Еще один миф, связанный с мысом Сунион, касается самого названия Эгейского моря. Именно со скалы, где находятся руины, бросился в море безутешный царь Эгей, увидевший возвращающийся с острова Крит корабль. Этот корабль шел на полном ходу под черным парусом, на нем и должен был возвратиться сын царя Тесей после битвы с грозным Минотавром, обитающим в огромном лабиринте. Как известно, Тесей выжил и победил чудовище, но в спешке забыл сменить парус. Эгей не стал дожидаться рассказа о гибели сына и бросился в бурлящую морскую стихию. Именно по этой причине, как утверждается в мифах и легендах Греции, море и получила название Эгейское.
Несмотря на мрачный колорит вышеизложенного, современный Сунион вполне позитивен и дарит не мрачные мысли, а очередную порцию великолепных пейзажей: небо, море, облака, крутые склоны. И туристов уже не плотная толпа, они попадаются «врозь и парами».
Что еще? По данным портала Trading Economics, средняя зарплата в Греции в 2018 году составляет 1 092,01 евро в месяц до уплаты налогов, минимальная – 683,76 евро. При этом квалифицированные специалисты получают 1 370 евро, а работники без квалификации 786 евро.
По уровню чистых (нетто) средних заработных плат с показателем в 943 евро Греция занимает 18-е место среди 28 государств ЕС. Население страны насчитывает порядка 11,2 млн человек, при этом официально трудоустроены около 3,7 млн, а количество безработных превышает 1 млн. Каждый пятый грек работает неполный рабочий день, а более 30 тысяч всего до 4 часов в неделю, или 16 часов в месяц.
В Греции есть бомжи, уличные попрошайки и бездомные очень голодные животные. Протягиваешь кошке кусочек шашлыка, она его не берет из рук, а выбивает очень сильным ударом лапы. Хорошо, хоть без когтей, иначе пришлось бы познакомиться с медицинским обслуживанием. Оно в Греции тоже есть. В Греции есть всё…