Обратите внимание: материал опубликован более чем шесть лет назад

Беларусь сохранила заводы: миф, реальность или пример для подражания?6

Беларусь сохранила заводы: миф, реальность или пример для подражания?
Пример Беларуси, которой удалось сохранить крупные промышленные предприятия, в Латвии часто используют для иллюстрации тезиса о том, что гибель латвийских заводов-гигантов не была предрешена. Но на самом деле довольно трудно адекватно оценить эффективность белорусской промышленности - с учетом того, насколько по-разному видят идеальные модели развития в Латвии и Беларуси.

Сколько в Беларуси промышленных предприятий?

 

Ежегодно НСК подсчитывает данные по промышленным предприятиям в Беларуси. В 2015-2016 годах экономика страны переживала спад, и за два года страна лишилась 1500 предприятий. Предполагается, что эта тенденция продолжилась и в 2017 году (данные за весь 2017 год пока не опубликованы). 1 января 2017 года в Беларуси числилось более 12 тысяч промышленных предприятий. Почти половина из них расположена на территории Минска и Минской области.

 

 

Наиболее важные для страны отрасли - пищевая промышленность, нефтепереработка, химическая промышленность и машиностроение. Основной объем выпускаемой продукции идет на экспорт. Ключевой рынок продаж - Россия. В свете истории со введением взаимных санкций между Россией и странами Запада это несет в себе значительные риски.

 

Меньше всего от ситуации на российском рынке зависит химическая промышленность. Наиболее известное и крупное предприятие в отрасли - "Беларуськалий", который поставляет калийные удобрения в более чем 100 стран мира, в том числе и в Латвию.

 

Сколько человек занято в промышленности?

 

По данным на начало 2017 года на белорусских промышленных предприятиях работало чуть менее 900 тысяч человек. Это сопоставимо с общим числом жителей двух областных центров - Гомеля и Витебска. Всего, по статистике, в экономике страны работает 4,3 млн человек при общей численности населения в 9,5 млн человек.

 

В последние годы в стране заметна тенденция к сокращению числа работников - как в связи с автоматизацией процессов в промышленности, так и по причинам демографии. Общество стареет, пенсионеров становится больше, а количество молодых работников невелико. С другой стороны, согласно данным различных исследований, избыточная численность работников на предприятиях составляет до 10% от размера коллективов. Это связано с государственной политикой в области занятости: цель - обеспечить максимальное число жителей страны работой.

 

Избыточная численность работников помогает решить проблему занятости населения, но при этом страдает эффективность производства. Там, где работу могли бы делать девять человек, работает десять. Зарплата тоже делится на всех десятерых, и это приводит к тому, что средний уровень зарплаты в Беларуси на протяжении нескольких лет не превышает 420 евро в месяц.

 

Еще один негативный фактор – поддержка занятости превращается в отдельную статью для бюджета. В итоге некоторые предприятия выполняют функцию "собесов" - структур, которые фактически дотируют часть населения и живут за счет господдержки. Они хронически убыточны, и без государственной помощи давно стали бы банкротами.

 

Что происходит с гигантами промышленности Беларуси?

 

За семь лет, с 2011 по 2017 годы, список крупнейших предприятий страны не изменился - все они действуют и сегодня. Однако отчеты НСК позволяют заметить, что количество занятых на всех крупных предприятиях сократилось. Производство было оптимизировано, вспомогательные структуры выводились из состава организаций, а государство поддерживало деятельность крупных предприятий через различные механизмы, не допуская их банкротства.

 

Предприятия получали прямые бюджетные дотации; происходила корректировка экспортных пошлин на те или иные виды продукции; поддерживалась прямая продажа продукции сельскому хозяйству через различные виды отсрочек платежей за энергоресурсы; выделялись компенсации процентных ставок по кредитам и т.д. Все это означает, что крупные промышленные предприятия в Беларуси могут находиться в более выгодных условиях по сравнению с другими компаниями или сферами деятельности.

 

Кому принадлежит промышленность Беларуси?

 

Номинально лишь 9% промышленных предприятий в стране являются государственными (либо в их уставном капитале присутствует доля государства). Но на этих 9% предприятий производилось до 70% от всего объема промышленной продукции в стране. Лишь 4% предприятий принадлежало иностранному капиталу.

 

Все крупнейшие предприятия страны являются государственными либо управляются государством. Примеры крупных частных предприятий единичны и имеют влияние лишь в нестратегических для государства отраслях. Многие предприятия с участием частного капитала по сути являются государственными и управляются соответствующими министерствами и ведомствами. Они получают определенные задания, в том числе, по заработной плате, объему производства, экспорту и т.д. Руководство предприятий назначается госорганами.

 

Что будет дальше?

 

С одной стороны, высокий удельный вес государства в промышленном производстве ограничивает конкурентоспособность страны. На модернизацию требуются значительные средства, которых у государства нет. Расчет на китайские инвестиции показал, что этот путь не поможет экономике выйти из кризиса. Вместо точек роста Беларусь получила убыточные отрасли, которым нужна постоянная помощь из бюджета.

 

С другой - спрос на продукцию белорусской промышленности есть. В рамках Евразийского экономического союза сохраняется доступ на российский рынок, и не использовать эту возможность для сохранения, а, возможно, и увеличения числа рабочих мест в случае роста экономики было бы ошибочным. В качестве примера можно привести БелАЗ, производственные заказы у которого расписаны на многие месяцы вперед, а прирост производства измеряется десятками процентов.

 

У белорусских властей есть план по дальнейшей индустриализации страны. На данный момент он включает более 1700 проектов, на реализацию которых нужно не менее 3,5 млрд евро инвестиций. Проблема в том, что источник инвестиций не определен.

 

Иностранные инвесторы осторожно оценивают перспективы работы на белорусском рынке. Есть другие, более привлекательные с точки зрения отношения к праву собственности инвестора юрисдикции. Для того, чтобы ситуация изменилась, нужно изменить отношение как к иностранному, так и местному инвестору. Если этого не произойдет, то в долгосрочной перспективе гиганты белорусской промышленности будут постепенно терять конкурентоспособность.