Обратите внимание: материал опубликован более чем шесть лет назад

Реальность, с которой придется считаться23

Реальность, с которой придется считаться
«Нас никто не слушал. Послушайте сейчас», – этими словами президент России Владимир Путин будто выдернул чеку из информационной гранаты во время ежегодного послания Федеральному собранию, после чего последовала презентация не для слабонервных – представлялись новейшие виды российского вооружения, не имеющие аналогов в мире.

Одновременно заявлялось, что новые виды оружия – ответ на современную ядерную политику США и гарантия поддержания ядерного паритета в мире. 

 

Среди представленного: ракетный комплекс «Сармат», подводные беспилотники, крылатая ракета с ядерной энергоустановкой, авиационный ракетный комплекс «Кинжал», лазерное и гиперзвуковое оружие. Стратегический ракетный комплекс «Сармат», не имеющий ограничений по дальности, сменил с боевого дежурства «Воеводу», созданного в советское время. Крылатая ракета с ядерной энергетической установкой с также неограниченной дальностью имеет к тому же непредсказуемую траекторию, что делает ее неуязвимой для всех существующих систем ПРО и ПВО. Российские «Кинжалы» уже обживаются в войсках, а гиперзвуковой ракетный комплекс «Авангард» запущен в серийное производство. 

Мир опешил. Оказалось, что создание Вашингтоном глобальной системы ПРО ни к чему не привело. Налицо другая реальность, с которой придется считаться, ведь ни у кого, кроме России, нет гиперзвукового оружия. 

 

Абсолютного превосходства Соединенные Штаты планировали достичь уже к 2018–2020 году. Первым шагом был выход из договора о ПРО, после чего США приступили к разработке тактики быстрого глобального удара. Теперь получается, что Россия нейтрализовала эти планы. «России удалось не только сохранить прежнее соотношение стратегических сил, но и резко вырваться вперед, создав новые виды вооружения, – говорит Яков Кедми, израильский военный эксперт, политик, руководитель спецслужбы «Натив» (1992–1999). – Так США оказались на два-три поколения позади России относительно разработок платформы, которая может выйти в космос и развить скорость свыше 20 скоростей звука, или крылатой ракеты с ядерным двигателем. Конечно, американцы кое-что знали. Например, о том, что в РФ ведутся работы по созданию подводных аппаратов для стратегических целей. Но они не знали, насколько такие аппараты готовы к действию. И когда в Пентагоне заявляют, что «не были удивлены» презентацией российского супероружия, то это просто попытка сделать хорошую мину при плохой игре. <...> Теперь, чтобы хотя бы догнать Россию, американцам потребуется колоссальные военные расходы». 

 

Но есть другой путь: Россия предлагает США и Европейскому союзу сотрудничество, при этом дается понять: затормозить экономическое и военно-техническое развитие РФ не удастся. Между тем в Белом доме продолжают твердить: с ядерным арсеналом США «ничто не сравнится».

 

Интересно, что политолог Эммануэль Леруа называет послание Путина речью мира. «Как говорится, хочешь мира — готовься к войне. Путин обращался в первую очередь к той "опасной" части американского правительства, к "теневому правительству". Он предупредил их: "Осторожно, не будьте дураками! У нас есть возможности себя защитить"».

 

На военные расходы Литвы в 2018 году направлено около 770 млн евро Латвии – 576 млн евро, что на 126 млн больше прошлогоднего показателя Эстонии –  418 млн евро

 

Главный переговорщик США по договору о сокращении стратегических вооружений с Советским Союзом (1991) Ричард Берд рассуждает так: «Нельзя сказать, что Путин не прав. Это мы вышли в 2002-м из договора о противоракетной обороне. Я сам считаю это ошибкой, потому что россияне полагали, что, имея гарантию взаимного уничтожения, отношения между ядерными державами будут равными. А если США выходят из договора, у них появляется возможность первыми нанести ядерный удар и диктовать свои условия».  

 

И что-же – все позиционные районы ПРО, военно-морские группировки, батальонные группы — всего лишь хорошие военные мишени? Все это не годится для противостояния новейшим вооружениям, «пригвожденной» санкциями России?

 

Военные эксперты иронизируют: все утверждения о создании для союзников по НАТО противоракетного зонтика, на который те отстегивают огромные суммы из бюджетов, «просто дырка от бублика»? Недавно Латвия, Литва и Эстония отрапортовали, что в 2018 году потратят на оборону не менее 2% от ВВП, т. е. натовские нормативы будут выполнены. В лидерах прибалтийской тройки – Литва, чьи военные расходы в 2018 году составили около 770 млн евро; военный бюджет Латвии – 576 млн евро, что на 126 млн больше прошлогоднего показателя; оборонный бюджет Эстонии – 2018 – около 418 млн евро. Для небогатых на экономические достижения стран деньги на войну направляются немалые. Но ввиду сегодняшней ситуации натовским зонтом уже не прикроешься, а свой, как ни напрягайся, не создать.

 

Может, стоит вспомнить, что, кроме США и стран Балтии, 2% от ВВП на оборону позволяют себе только Греция, Великобритания, Румыния и Польша. Остальные 20 стран НАТО либо не верят в агрессию России, либо пацифисты. 

 

Лори Робинсон, глава командования Воздушно-космической обороны Северной Америки, заявляет, что поражен возможностям дальней авиации России и ее подводных лодок. 

 

А что у нас? А у нас Военно-морские силы Латвии в последние годы получили несколько патрульных катеров-катамаранов класса Skrunda, способных развивать скорость до 21 узла, но…пока без оружия, на него не хватило денег. А может, ну его, оружие это устаревшее, может, с гиперзвуковым соседом прагматичнее дружить?