Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

Электрический «конь» на смену бензиновой «лошадке»1

Электрический «конь» на смену бензиновой «лошадке»
«Подорожал бензин» –  значит, подорожает все остальное. Эта закономерность известна каждому, ведь бензин – топливо любой экономики. Тут от доставить товар со склада – до стоимости продуктов в магазине, без которых нет жизни на земле.  Однако все может измениться, если мы откажемся от привычного вида топлива.

Отмечают, что на территории Евросоюза в первом квартале 2017 года зафиксирован «существенный рост» регистраций автомобилей с двигателями на альтернативном топливе (электрокаров и гибридов). Европейская ассоциация автопроизводителей (АСЕА) выдает данные: в ЕС было продано 213 тыс. таких автомобилей, т.е. на 37,6% больше показателей минувшего года за аналогичный период. Наиболее значимый рост продаж фиксировался в сегменте электрокаров, работающих на батареях – спрос на них вырос почти до 50%, достигнув отметки в 24,5 тыс. проданных машин. Помимо этого, на 29,9% (до 47,2 тыс.) выросли продажи электромобилей, заряжающихся от электросети. Спрос на гибриды повысился на 61,6% – до 111 тыс.. По данным АСЕА чаще всего автомобили с альтернативным двигателем приобретали жители Испании, Германии и Великобритании. 

 

С осени текущего года компания Daimler перестанет продавать в США и Канаде компакт-кары Smart с бензиновыми двигателями. Заменой традиционным ДВС для Smart станут электродвигатели. Отныне в Северной Америке будут предлагаться ForTwo, ForTwo Cabrio и ForFour только с литий-ионной батареей на 17,6 кВт/ч и электромотором мощностью 81 л.с. В новых моделях, которые уже приобретают в Европе и Америке, удалось существенно сократить время зарядки батарей: если раньше полная зарядка требовала 2,5 часа, то с 2017 года доступна система экспресс-зарядки, позволяющая полностью зарядить аккумулятор за 45 минут. 

 

На пути к «зеленому» будущему и Норвегия, к 2025 году здесь хотят запретить продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. И это несмотря на то, что страна на 30% обеспечивает свой бюджет за счет продажи нефтепродуктов! Владельцы электромобилей в Норвегии имеют привилегии. Так, электрокары не облагаются налогами, бесплатно паркуются и могут ездить по полосам, выделенным для общественного транспорта. В 2017 году в этой стране было продано около 26 тыс. электромобилей. Наибольшую популярность заслужили Tesla Model S, Renault Zoe и Nissan Leaf. Однако, невзирая на общий позитивный настрой, правые партии Норвегии еще не поддержали окончательно полный отказ от бензиновых двигателей. Консерваторы заявляют: проект нуждается в доработке, мол, уход от бензина нанесет ущерб экономике страны как экспортера нефти.  

 

Латвия в передовиках

 

Что касается Латвии, то в области развития электромобилей она показывает себя довольно продвинутой на фоне прочих стран ЕС. Да, мы отстаем от Эстонии, но одновременно обгоняем Литву, правда, в Литве уже практикуются такси на электромобилях, хотя ведь об этом можно и промолчать… 

О том, что в Латвии серьезно взялись за развитие электромобилей, говорит то, что в Латвийской программе использования еврофондов на ближайшую семилетку одним из пунктов значится популяризация транспорта на электротяге за счет развития разветвленной сети станций подзарядки. К 2023 году в Латвии должно насчитываться около тысячи электромобилей. Количество пунктов подзарядки для них к этому моменту должно вырасти до 235, на эти благие цели наше правительство не пожалеет части еврофондов – на направление, включающее в себя программу развития электрического автопарка на 7 лет выделяется 8,34 млн евро, из которых 7,09 млн – дотации ЕС. 

 

Сегодня в Латвии пункты зарядки электромобилей действуют в Риге, Юрмале, Елгаве, Огре и Гулбене. Интересно, что в Риге в минувшем уже XX веке на заводе RAF выпускали «рафики» с электродвигателями: их еще использовали в Москве в качестве транспорта для участников Олимпиады-80. В Германии в 1980-х производили Volkswagen с электродвигателями. Один такой нашли на хуторе под Ригой и восстановили. Так что идея использования «зеленой энергии» для транспорта не нова. 

 

В настоящее время интерес к электромашинам связывается с ситуацией на нефтяном рынке, изменениями климата и не только. Для новых электромобилей первая регистрация в Дирекции безопасности дорожного движения (ДБДД) бесплатная. И годовой «дорожный» налог (на эксплуатацию дорог) для электромобилей нулевой. Кстати, от такого налогообложения освобождены также электроквадроциклы и электромотоциклы. Электромобили получаются дешевле и в эксплуатации, хотя бы потому, что «начинка» таких машин проще, чем бензиновых. И, конечно, у них нет вредных выбросов при движении. Но нужна сеть электрозаправок, чем их больше, тем большие расстояния может покрывать машина. Сейчас от заправки до заправки аккумулятора хватает на 200 км «с хвостиком». 

 

О том, что в Латвии появились первые автомобили Tesla, в недавнем эфире радио Baltkom сообщил начальник инспекции по контролю и сертификации транспортных средств Дирекции безопасности дорожного движения (CSDD) Янис Лиепиньш. Он же предупредил: это машины, которые ездят на электричестве, но не самостоятельно. С самостоятельными автомобилями сегодня проводят эксперименты, «потому как согласно Венской конвенции, машиной должен управлять водитель» (Экологичные электромобили Tesla из люксового сегмента с образцовыми техническими характеристиками могут проехать до 500 км на одной зарядке).

 

На чем «поскачем»

 

Фантазируют, что при условии сохранения нынешней тенденции, к 2040 году электромобили большой дальности будут стоить менее 22 тыс. долларов. К этому моменту 35% новых автомобилей обзаведутся электромотором. Нетрудно предположить, что все это не входит в планы нефтяных рынков. Пока же дорогостоящие электромобили – редкость на наших дорогах, а кое-где, что греха таить, и нормальные дороги редкость. 

Тем не менее эксперты уже высчитывают, какую часть спроса на нефть вытеснят электропришельцы; и через сколько лет это снижение спроса окажется достаточным, чтобы склонить чашу весов и вызвать следующий нефтяной кризис.

 

В 2016 году глобальный объем продаж электромобилей вырос приблизительно на 60%. Это весьма любопытная цифра, поскольку почти совпадает с прогнозом компании Tesla по поводу динамики продаж до 2020 года. Именно такой темп роста помог в 1910-х легендарному Ford Model T навсегда отправить в историю лошадь и повозку. Расчет, проведенный экспертами и основанный на условии сохранения 60-процентного темпа ежегодного роста продаж, показал, что уже к 2023 году электромобили вытеснят спрос на нефть в объеме около 2 млн баррелей в сутки. Это создало бы такое же избыточное предложение, которое вызвало кризис нефтяного рынка в 2014 году. Специалисты BNEF применили и другой, более серьезный метод анализа, когда за основу бралось снижение цен на компоненты электромобилей, чтобы спрогнозировать момент, когда они станут достаточно доступными, для привлечения массового покупателя. Построенная на основе математической модели кривая снижения спроса на нефть достигла «кризисной» точки в 2 млн баррелей в сутки лишь несколькими годами позже – в 2028-м. По отчетам ОПЕК рост рыночной доли электротранспорта приблизительно до 2%.

 

В первом квартале 2017 года спрос на электромашины отмечался сразу в нескольких странах: 

– в Германии рост продаж составил 117% – с 2332 машин в первом квартале 2016 до 5060 в начале 2017-го;

– во Франции продажи электрокаров увеличились с 6 тыс. до 7,4 тыс., 

– в Голландии — с 1,1 тыс. до 2,1 тыс., 

– в Великобритании — с 3,2 тыс. до 4,6 тыс. 

 

«Будет ли конечная цифра к 2040 году составлять 25 или 50 процентов, откровенно говоря, не имеет особого значения, поскольку это не отменяет вывода о массовом переходе на электромобили», – считает С. Морси, старший аналитик и автор исследования BNEF. 

 

Нас уверяют, что электромобили будут способствовать снижению стоимости хранения батарей и развитию способов аккумулирования энергии ветра и солнца. Что в процессе экологизации электромобили и возобновляемые источники энергии создадут взаимовыгодный круг спроса. Что вплоть до 2030 года батарейные источники питания будут потреблять менее 1% разведанных запасов лития, никеля, магния и меди, а также около 4% мировых запасов кобальта. А после 2030 года промышленность, выпускающая источники питания, вероятно, перейдет на другие материалы, которые сделают аккумуляторы легче, меньше по размеру и дешевле.

 

И все-таки, несмотря на…, у нефтяных рынков имеются причины для оптимизма. Производителям еще предстоит сделать все возможное для снижения цен на электромобили, что и говорить, пока этот устремленный в будущее транспорт далеко не каждому по карману. Перевесить влияние электромобилей может также рост спроса на нефть в развивающихся странах, особенно если цена на нее упадет на долгосрочный период. Но кто сегодня отважится сказать, что будет завтра, на чем все мы «поскачем», главное, чтобы не на пегой лошадке – всех она точно не выдержит.