Обратите внимание: материал опубликован более чем семь лет назад

Турецкий след в Латвии

Турецкий след в Латвии
В нынешнем апреле исполняется 140 лет с начала Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Это было наиболее известное внешнеполитическое событие времени правления императора Александра II. 

Очередная Русско-турецкая война завершилась победой России, а камнем того преткновения между двумя странами стал конфликт южнославянского населения с властями Турции в 1875–1876 гг. Уточним, имели место антитурецкие восстания в Сербии, Боснии и Черногории, подавлявшиеся самыми жестокими методами. Российская Империя не могла оставить все это без внимания и на раз объявила османам войну, завершающим этапом которой стало заключение Сан-Стефанского мира. По условиям договора (19.02.1878) северная часть Болгарии становилась независимой, подтверждалась самостоятельность Сербии, Черногории, Румынии. Россия же получала Южную часть Бессарабии с крепостями Ардаган, Карс и Батум. Кроме того, Турция обязывалась выплачивать Российской Империи контрибуции (1,410 млрд рублей). Однако результат мирного договора не устраивал западноевропейские страны, поэтому на Берлинском конгрессе (1878) он был пересмотрен. В итоге Македонская Республика и восточная область Румынии возвращались туркам; Англия, не принимавшая участия в войне, обзавелась Кипром; Германии досталась часть земель Черногории; Черногория также лишалась собственного военного флота; некоторые приобретения России переходили Османской Империи. Одержавшей победу пришлось пойти на территориальные уступки. 

 

Согласно архивным сведениям

 

Турки в современной Латвии – это национальное меньшинство. На начало 2016 года их насчитывалось около 300. Когда на территории нынешней Латвии появились турки?  Да все тогда же – в период и после Русско-турецкой войны. Первые турки прибыли в обширную Витебскую губернию в качестве военнопленных зимой 1877/1878 гг.  Именно они «наградили» названием Туркскую волость (Turku pagasts) нынешнего Ливанского края, а также Турецкое кладбище в Цесисе. Ну до Цесиса мы с фотографом Ю. Дунайским не доехали, а вот в Туркской волости, которой руководит Айвар Смелцерс, побывали. Отмечу, что Айвар рулит здешним хозяйством еще с советских времен – с 1986 года, когда занимал должность председателя местного сельсовета. 

 

Турецкий след в Латвии
Быть управляющим волости Turku и не поинтересоваться, откуда оно, собственно, взялось, было бы странно. Айвар слышал, что старожилы этих мест связывают название с жившими тут когда-то турками. Но ведь одно дело – слухи, и другое – подтверждающие их архивные источники. Поэтому А. Смелцерс обратился с соответствующими вопросами сначала в Национальный исторический архив Беларуси (2006), а годом позднее – в Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). 

 

Полученная архивная справка из Национального архива Беларуси повествовала о том, что, согласно сообщению Витебского губернского воинского начальника Витебскому губернатору от 31 января 1878 года, в м. Крейцбург (Крустпилс – р-н г. Екабпилса, до 1962 г. – отдельный город) был устроен лазарет для пленных турок с назначением необходимого числа медицинского персонала. Динабургскому уездному воинскому начальнику предписывалось снабдить пленных турок бельем и пресным хлебом. 

 

В свою очередь, в рапорте Динабургского уездного исправника Витебскому губернатору сообщалось о прибытии пленных турок в м. Креславку (Краслава) в январе 1878 года. «В м. Креславку перевезено 127 человек пленных турок, они были расквартированы в удобных местах, но, несмотря на это, сильно заболевают, четвертая часть из них переболела горячкой и тифом, три человека умерло». А в телеграмме старосты Крейцбургского мещанского общества Здановича Витебскому губернатору содержалась просьба переместить турецких военнопленных, расквартированных в м. Крейцбург, в связи с участившимися поджогами с их участием. Конечно, сегодня следствия по делу не проведешь. Может, турки разводили костры, чтобы согреться, а может, и специально поджоги учиняли. Тогда почему не предположить, что они во избежание проблем были группами распределены по другим местам, в том числе на территорию той же Туркской волости, где завели семью, приняв православие или католицизм.

 

В апреле 2007 года А. Смелцерсу пришел ответ из РГВИА, в котором говорилось, что в фондах архива есть документы о размещении турецких военнопленных в России, в том числе на территории Виленского военного округа. Из ведомости о числе военнопленных в губерниях округа, составленной 23 февраля 1878 года, также следовало, что в Витебской губернии турецкие военнопленные размещались в м. Креславка и м. Крейцбург.

 

«В Креславку было назначено 629 человек, в том числе 29 офицеров, 307 нижних чинов, ожидалось прибытие 290 солдат. Умерли на местах водворения: 1 офицер и 23 нижних чина. В Крейцбурге, соответственно, 360 человек: 7 офицеров, 220 нижних чинов, ожидалось к прибытию 140 человек». Из аналогичной ведомости за март 1878 г. следовало, что в Креславку прибыло всего 439 человек; из них 374 здоровых, 38 больных тифом, 27 умерли. А в Крейцбург – 227 человек; 164 здоровых, 57 больных тифом, 6 умерли». В рапорте члена комиссии о турецких военнопленных статского советника доктора Метцлера от 28 апреля 1878 года на имя председателя комиссии указывалось: 

 

«В м. Крейцбурге Витебской губернии водворено было 7 офицеров и 229 человек нижних чинов, взятых в плен под Шипкой и Базарджиком. Они помещаются в частном доме, приспособленном для казармирования пленных, который содержится в полном порядке. Все пленные снабжены казенной одеждой, бельем и сапогами». Однако сведений, что турки жили и на территории нынешней Туркской волости в российском архиве также не обнаружилось. 

 

После войны 1877–1878 гг. более 50 тыс. турок вернулись на родину в течение нескольких недель. Невозвращенцы же имели право интеграции во все сферы российского общества. К практической изоляции их вернет тяжелая эпоха Первой мировой, с началом которой переход пленных в русское подданство был запрещен до окончания боевых действий. Турция вступила в войну (1914) в составе Центральных держав (Германия, Австро-Венгрия). За время военных действий безвозвратные потери Османской империи составили 771 844 человека, в этом числе убитые, пропавшие без вести, погибшие от болезней и эпидемий. Турок хоронили и на кладбищах Двинска…  

 

Без турецкого акцента

 

Возвращаясь к Русско-турецкой войне, надо отметить, что своих турок после нее получил и Цесис, куда на работы было прислано 100 военнопленных. Вскоре после этого 25 турок нашли последнее пристанище на здешнем турецком кладбище. Первый памятник туркам правление города установило в 1880 году, позднее, в 1937-м его реконструировали. Торжественное открытие обновленного кладбища состоялось 26 октября (1937). На церемонии присутствовал тогдашний посол Турции в Латвии Нару Бату. Автором памятника с надписями на латышском и турецком языках, информирующими, что здесь покоятся турецкие воины, участвовавшие в Русско-турецкой войне и умершие в Цесисе, стал К. Дзиркалнс. В настоящее время кладбище обновлено. 

 

Со времени установления дипломатических отношений между Турцией и Латвией прошло более 90 лет. 21 марта 2017 года в Цесисе в связи с 102-й годовщиной битвы при Чанаккале возлагались цветы к могиле турецкого солдата. Мероприятие было организовано посольством Турции в Латвии совместно с министерством обороны этой страны. Турецкий Посол Хайри Хайрет Ялав держал приветственную речь…   

Битва при Чанаккале (1915) способствовала возрождению турецкой нации. Одним из организаторов обороны Дарданелл был Мустафа Кемаль – будущий основатель и президент Турецкой Республики. 

 

В возложении цветов на турецком кладбище участвовали представители Министерства обороны, МИДа, Вооруженных сил Латвии. 

 

Турецкий след в Латвии
Сейчас на территории Туркской волости (Turku pagasts) Ливанского края, объединяющей два поселка, Турку и Яунсилава, проживает около 900 человек. Вполне вероятно, что в ком-то из них течет и турецкая кровь… «Моя волость на карте, как лошадиная голова», – шутит управляющий. Что, однако, не говорит о наличии здесь большого числа лошадей. Вот так – очертания волости походят на лошадиную голову, а лошадей почти нет, название волости намекает на присутствие турок, а их и вовсе след простыл. По словам библиотекаря Туркской волости Лигиты Иесалниеце, о турках сегодня напоминают разве что фамилии некоторых местных жителей, как то Туркуполис или Турк, что заставляет припомнить пословицу – «Нет дыма без огня». Однако современные носители таких фамилий интереса к их истокам не проявляют, а у старших поколений уже не спросишь.

 

Здешняя волостная культура держится на двух библиотеках, Туркской основной школе и Доме сходов (ДК), где репетирует и выступает фольклорный ансамбль Turku. Правда, коллектив турецких песен не исполняет, эти «Турки» поют на латгальском, и совсем без турецкого акцента.

 

На фото: Памятник турецким военнопленным установлен в Цесисе. Ежегодно в марте посольство Турции в Латвии совместно с министерством обороны этой страны организуют здесь памятные мероприятия. Последнее состоялось 21 марта  в связи с 102-й годовщиной битвы при Чанаккале.