Александр Пушкин: версии причин гибели поэта1
«Солнце нашей Поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели, в самом деле, нет уже у нас Пушкина!.. К этой мысли нельзя привыкнуть!» – с горечью восклицал В. Ф. Одоевский, автор первого некролога, опубликованного 30 января.
Натали
Одна из наиболее часто звучащих версий причин той роковой дуэли указывает на интрижку жены поэта Натальи Пушкиной (Гончаровой). Такие исследователи упорно доказывают: Натали была ветрена, любила балы, наслаждалась своей популярностью в свете, а вот к мужу оставалась холодной, – разговоры о литературе портили ей настроение, к тому же Натали часто устраивала сцены ревности. В числе ухажеров красавицы был не только Дантес, внимание ей оказывал сам император. С тем, что избранница Пушкина имела великолепную внешность, не поспоришь, достаточно взглянуть на ее портреты. Неудивительно, что мужчины восхищались ею. Но разве это доказывает, что жена поэта могла зайти слишком уж далеко?
Мало того, многие современники, видя в ней образец чистоты и непорочности, не верили в легкомысленность Натали. Особенно с учетом того, что за 6 лет супружеской жизни Наталья Николаевна беременела 5 раз, произведя на свет божий четырех детей. Откуда при такой самоотдаче брать силы на интрижки? А ведь надо было еще и домом управлять. О том, с каким интересом Наталья Николаевна относилась к литературной деятельности мужа, свидетельствуют ее письма к брату. Однако именно на жену лег основной груз обвинений после гибели Александра Сергеевича.
Масоны
Вторая версия связана с масонами. Зная о горячности поэта, его недруги из их числа имели возможность грамотно обставить выдуманную неверность Натальи Пушкиной. Однако и сам Пушкин вступил в кишиневскую ложу «Овидий» в мае 1821 года. Его интерес к масонству не был праздным и поверхностным, Пушкин постигал сей предмет как историк, философ, литератор, что подтверждается наличием в его библиотеке многочисленных трудов по масонству и истории тайного общества. При посвящении в масоны давалась клятва, отступление от которой могло стоить жизни. Пушкин осознал опасность масонства после встречи с Николаем I, состоявшейся 8 сентября 1826 года (или к ее моменту). Резкое изменение политических взглядов поэта отразилось и в его творчестве («Стансы», «Друзьям»). После возвращения в столицу Александр Сергеевич обрел множество врагов, которые жаждали наказать «предателя». Бывшими товарищами не раз совершались попытки скомпрометировать поэта в глазах императора. Однако лояльное отношение Николая I к Пушкину могло побудить «братьев» избрать особое средство мести – дуэль, которая не могла иметь позитивной развязки. Потому как было ясно – поэта либо убьют, либо отправят на каторгу как нарушителя императорского запрета на дуэли.
Александр Сергеевич и масоны оказались по разные стороны баррикад. В последние годы жизни против Пушкина развернулась грубая травля, его засыпали клеветой. В книге «Пушкин и масонство» исследователь Борис Башилов доказывает, что травля эта исходила от Ордена. Поэт поставил начальника Третьего отделения графа Бенкендорфа в известность о своем конфликте с Дантесом. Более того, сам Николай I приказал Бенкендорфу не допустить дуэли между Пушкиным и Дантесом. В таком случае чем руководствовался Бенкендорф, посылая жандармов не к месту дуэли, а в другом направлении? Есть версия, что Бенкендорф сам являлся участником масонского заговора. Сведения о преследовании Пушкина масонами содержатся в неотправленном письме Жуковского к Бенкендорфу, письмо было написано уже после смерти поэта. Во время объяснений с Николаем Бенкендорф оправдывался: он якобы посылал жандармов, да только в Екатерингоф. Подобная неосведомленность воспринимается пушкинистами по меньшей мере странной.
Графиня
Заинтересованным помощником Бенкендорфа могла быть графиня Мария Нессельроде, урожденная Гурьева, которую прозвали Господин Робеспьер. В великосветском салоне жены министра иностранных дел собирались крупнейшие представители так называемой немецкой придворной партии, к которой относились и Бенкендорф, и Геккерн – приемный отец Дантеса. Графиня и поэт испытывали друг к другу большую неприязнь. Пушкин не упускал возможности рассказать анекдот про почти не говорящую по-русски графиню. Та же в свою очередь не могла простить обид, которые Пушкин нанес сочиненной эпиграммой ее отцу, служившему министром финансов при Александре I. Графиня умела подогревать скандалы своими сплетнями, рассказывала о якобы жестоком обращении Пушкина с беременной женой, о транжирстве поэта, который ни в чем себе не отказывал, кода его родные чуть ли не бедствовали. С подачи графини запускались слухи о связи Пушкина с сестрой Натальи Николаевны и прочем.
Одиночество
Столь враждебной обстановке Пушкин противостоял практически в одиночку, что заставляет обратить внимание еще на одну версию возможной причины его рано оборвавшейся жизни. Пушкин много размышлял о смерти. Сбегал подальше от светских интриг, уезжал в деревню не только, чтобы заниматься там творчеством, но также для поправки здоровья и нервов. С другой стороны, оставлять изучение архивов и прекращать общение с образованными людьми ему не хотелось. Создававшаяся тупиковая ситуация в моменты отчаяния, возможно, рисовала один выход – самоубийство.
Однако свершить собственноручно сей страшный грех поэт не мог, потому и принял смерть от своего палача с удивляющим смирением. В то же время нельзя не признать того, что в последние годы жизни круг интересов Пушкина расширился, поэт трудился самозабвенно, будто старался успеть до окончания жизненного срока, который возможно, предвидел.
200-летие «Вольности»
«Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет и, перьями скрыпя, бумаги не жалеет…» – иронизировал Пушкин и признавал, заключая четверостишье: «Хорошие стихи не так легко писать…» Важнейшей темой гражданской поэзии Пушкина выступает тема самодержавия, а ее ярким примером – ода «Вольность» (1817), со времени написания которой прошло ровно 200 лет. Герой этого произведения считает, что царь, как и обычный человек, должен жить по законам просвещенного разума. Стихотворение пропитано призывами и верой в то, что мир изменится к лучшему, что самодержцы последующих времен будут умнее, чем правители современного Пушкину века.
В оде «Вольность» поэт предстает преемником выдающегося просветителя Радищева. Но Пушкин все-таки умереннее Радищева, т. к. верит в возможность ненасильственного искоренения общественного зла, ограничением его конституцией. Для кого-то пушкинская «Вольность» прозвучит свежо и сегодня, вот фрагмент:
Увы! Куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле
предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт
их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит
И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью,
ни страхом.
Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.