Homo Sapiens Parasitaris5
Суть этого проекта заключается в том, чтобы за счет государства выплачивать безработным гражданам (в эксперименте принимают участие 2 000 человек) гарантированный доход в размере 560 евро в месяц. Без каких-либо условий и обязательств, включая уведомления о том, ищут ли они работу или уже нашли ее. Слово «гражданам» здесь подчеркнуто специально, чтобы сразу очертить рамки и не выходить на стезю размышлений о кризисе мигрантов в Европе. Кризис есть. Но речь сегодня не о нем.
Они там что, с жиру бесятся?
Вполне логично, что после этой новости в голове среднего обывателя из Латвии завертится мысль: «Да они там вообще зажрались!». Но на самом деле при более пристальном разборе всей этой идеи становится ясно – ничего сумасшедшего в ней нет. А если учесть, что в прошлом году средний уровень зарплаты в Suomi составлял 3 384 евро, то выходит, что не такой уж это и крутой бенефит для двух тысяч счастливцев. Для сравнения, если бы все это происходило в Латвии, то на руки подопытным молодым людям выдавали бы по 100-120 евро. Приятно, но ни рыба ни мясо.
О чем, к сожалению, не говорят во многих аналитических обзорах (особенно российских), так это о степени расходов на социальную сферу в Финляндии или в других странах Европы. Между тем Финляндия, Дания, Франция и Голландия тратят на социальную защиту (безработица, пособия по инвалидности и т. д.) более 30% от внутреннего валового продукта. Забегая вперед и для более образного описания подчеркнем – треть всего экономического дохода упомянутых стран уходит тем, кто ничего не производит и не предоставляет каких-либо полезных услуг. Цифра огромная, если не критическая. Но в этих условиях введение безусловного дохода является довольно честной мерой, потому что так или иначе люди все равно получат деньги из «социалки», так зачем же мудрить с бюрократией? Кстати, 560 евро в Финляндии – эквивалент пособию по безработице.
Человек Разумный, Паразитирующий
Мы живем в очень ироничное время. Время, когда капитализм все чаще обращает свой взор в сторону некогда оплеванных сочинений Маркса и Энгельса. Государства-няньки? Есть! Социальные пособия? Есть! Всемирное равенство? Работаем над этим… правда, в отдельно взятых странах. Как это часто бывает, взяв на вооружение какую-то одну идею выдающегося теоретика, люди забывают о других его постулатах. Например, о труде.
Говорят, что голод – великий двигатель прогресса, заставляющий руки и мозг работать на пределе своих возможностей. И не зря исторически так сложилось, что в Древней Греции, Скандинавии, Японии – не слишком богатых на урожай регионах – имел место бум изобретательности и создания общих правил сожительства. Увы, но из-за голода человек также способен пойти и на преступление. Другое дело, что в 21 веке подобный мотив уже уходит на дальний план, ведь теперь людей на злодеяния скорее побуждает чувство закрепления статуса, чем острая нужда. И деньги или вещи не становятся главными. Главное – статус.
Возможно, именно этим чувством руководствуются те, кто не хочет работать за «минималку» в Латвии. Парадоксально, но факт: безработный – более приятный социальный статус, нежели работник, получающий минимальную заработную плату, а престиж – важнее труда, вложенного в продукт. И такое отношение сегодня становится все более распространенным по всему миру. В терминах биологии такие особи называются паразитами. Не важно, откуда они черпают энергию (читай, средства к существованию), будь то прорехи административного аппарата, богатые родители или соцобеспечение. Паразитизм – это образ мышления. Чрезвычайно заразный и стойкий, надо заметить. Пойдя на эксперимент по безусловному доходу, Финляндия согласилась на то, что позже, при его всеобщем внедрении, люди могут не захотеть жить по-другому. А там уже голосуй не голосуй – если паразитов окажется 51%, то никакая демократия не спасет.
Вас подменит робот, спасибо
Одним из самых веских аргументов для внедрения безусловного дохода является указание на вездесущую роботизацию и внедрение специальных приложений. Далеко за примерами ходить не нужно – это и кассы самообслуживания, и Taxify, и удачные опыты с автопилотами для легковых и грузовых машин. И таксистам, и дальнобойщикам есть над чем поразмыслить.
Если бы тот же товарищ Карл Маркс перенесся в наши дни, то у него точно отвисла бы челюсть. И не только из-за модных гаджетов или самоуправляемых авто, но и из-за того, что кое-какие его идеи дали основательную трещину. Конкретнее – его доводы о т. н. компенсирующих эффектах технологического развития, в соответствии с которыми новые открытия ведут не только к росту безработицы, но и к росту новых, доселе невиданных профессий и занятий. Как ни прискорбно, темп инноваций заметно превышает темп появления новых видов занятости.
Тут-то и встает вопрос о том, какое место будет отведено труду в новой парадигме, будет ли он нужен вообще. Возможно, кто-то додумается до эффективного и глобального использования института волонтеров. Возможно, в разы вырастет значение hand made продукции. А может быть, буйный рост населения не даст этим и другим размышлениям воплотиться в жизнь.
Закончить же хочется мудрым ответом Махатмы Ганди на вопрос «А вы против машин?»:
«Мой решительный ответ – нет! Я против беспорядочного приумножения механизмов. Я отказываюсь быть ослепленным кажущимся триумфом машин. Я бескомпромиссно против деструктивных сторон механизации. Но я приветствую те инструменты и оборудования, которые сохраняют индивидуальный труд и облегчают бремя миллионам простых жителей».