Этот город – самая восточная точка Эстонии, да и Евросоюза тоже. На Даугавпилс Нарва походит преобладанием русскоговорящего населения. На русском здесь изъясняются даже больше, чем у нас – более 90%. Так уж сложилось…
Другая особенность Нарвы – ее историческая пограничность. Граница – река Нарва (Нарова), несущая свои быстротечные воды из Чудско-Псковского озера в Финский залив. Река разделяет Россию и Эстонию. А в эпоху средневековья Нарова речным рукавом отделяла друг от друга две цивилизации – католический европейский Запад и православный славянский Восток, являясь к тому же местом встречи и взаимного влияния двух культурных миров.
Побывав в Нарве, вы непременно отметите, что история материализовалась здесь в редком по красоте и драматизму и цельном в своей явившейся противоположности архитектурном ансамбле: на двух берегах, напротив друг друга, вознеслись два каменных исполина: Нарвский рыцарский замок и русская крепость Ивангород с мощными каменными стенами и десятью башнями, детище царя Ивана III, возведенное «на немецком рубеже» (1492). Кажется, что от замка до крепости, ну или наоборот, вполне могла долететь пущенная кем-то стрела.
Жители Нарвы – неграждане Эстонии или обладатели российских паспортов частенько ходят в Россию пешком. Мост перешел – и за границей. Кстати сказать, этот железобетонный мост с располагающим названием «Дружба» через Нарову построили в 1960 году. Несмотря на то что стоящие напротив друг друга Нарва и Ивангород принадлежали к разным республикам СССР, в советское время они воспринимались практически одним городом, имели общий транспорт и инфраструктуру. В настоящее время мост через Нарову – место пересечения границы. На нем пограничные пункты, через которые в сутки в среднем туда-сюда снуют до 10 000 человек, проезжает 1000 легковушек, 200 грузовиков и 30–40 автобусов. С течением лет этот соединяющий «элемент» длиною в 162 м потребовал ремонта. В результате воплощения реновационного проекта (2011) мост значительно обновился, на восстановление его конструкций и прочее понадобилось 1 746 500 евро. Деньги отсчитала из госкармана Эстония, видно, на то имелся серьезный интерес. Жители Нарвы, как уже отмечалось, предпочитают ходить в Ивангород на своих двоих, что гораздо быстрее, чем на машине, когда надо выстаивать очереди. Можно, конечно, для проезда заранее зарегистрироваться на специальном сайте, однако говорят, это тоже сопряжено с затратой нервов. Но так как горючее в России почти в два раза дешевле, местные не прочь понервничать ради экономии. Жизнь вообще нервная штука – одна нынешняя внешняя политика, в которую невольно вовлекаются все, чего стоит.
В 14 км от Нарвы, на берегу Финского залива, расположился город-курорт Нарва-Йыэсуу. Приветливый песчаный берег, по прибрежной линии – отели, санатории, кемпинги. Что до пляжного сервиса, то он оставляет желать лучшего. На берегу я разговорилась с местной жительницей Татьяной, которая заметила, что здешним живется непросто – в основном люди работают за минималку, в Эстонии она поднялась до 430 евро, тем не менее большую часть этих денег поглощают коммунальные платежи. Кто-то дополняет заработок выручкой от «соседских сигарет и алкоголя», благо за ними далеко ходить не надо. Сама Татьяна долгое время проработала на рыбном комбинате, который закрыли. Теперь жестяные круглые банки с нарвской миногой можно увидеть разве что в местном музее. Моя собеседница также напомнила об известнейшем хлопчатобумажном предприятии СССР – Кренгольмской мануфактуре, которая сейчас в большей степени тоже закрыта, как и комбинат стройматериалов, литейно-механический завод и др. предприятия. (Впечатляющее краснокирпичное здание мануфактуры было построено в XIX веке, в 1913-м тут трудилось более 10 000 рабочих! А в 2010 году шведская компания Boras Wafveri AB объявила комбинат «Кренгольмская мануфактура» банкротом. Перед этим часть станков и оборудования шведы продали в страны среднеазиатского региона. Нарвские текстильщики остались без работы. Позднее право на марку «Кренгольмской мануфактуры» выкупила нарвская текстильная фирма, основанная бывшими работниками комбината.)
В городе издается «Нарвская газета», до 1940 года она называлась «Нарвский Рабочий», в наше время рабочих поубавилось, и название стало неактуальным. В номере за 2 июля журналист вкупе с чиновниками силился объяснить смысл внедряемой в Эстонии реформы трудоспособности. Больше всего людей волнует материальная составляющая пенсии, которая теперь называется пособием. Если раньше размер пенсии зависел от заработной платы, стажа, состояния здоровья, то сейчас 192 евро начисляется одинаково и тем, у кого солидный стаж, была хорошая зарплата, а затем человек получил большой процент нетрудоспособности, и тем, кто никогда не работал. 397 евро начислят только при полной нетрудоспособности. Выражается мнение, что реформа, которую заслуженно называют скандальной, – способ пополнить госбюджет.
Сейчас в Нарве около 60 тыс. жителей. На основной части действующих предприятий работает от 10 до 80 человек. Те, с кем удалось пообщаться, сетовали на недостаток российских отдыхающих по сравнению с прошлыми годами, ведь город теперь очень зависит от туристов. Причин тому две – неприветливая погода июня – начала июля и то, что россиянам в Эстонии отдыхать стало дорого. В итоге выстроенные в Нарве огромные торговые центры почти лишились покупателей.
В годы Второй мировой Нарва сильно пострадала. По сути, от ее былого величия уцелело немного, но дошедшее до нас дает представление о том, какой Нарва была. В числе уцелевших памятников архитектуры городская ратуша, построенная в 1671 году по приказу Карла XI в стиле голландского классицизма. Одновременно с ней возводились и другие каменные здания, составлявшие ансамбль Ратушной площади: биржа, аптеки, жилые дома богатых горожан. Увы, в результате бомбардировок 1944-го они остались только на фотографиях. Ратушу же, которая тоже не избежала повреждений, решили восстановить – основательные работы в этом плане прошли в 1956–1963 гг. Слева от ратуши с недавних пор расположился колледж Тартусского университета – полет фантазии архитектора изумляет: в облике строения пересекаются прошлое и современность. Колледж вырос на месте городской биржи, простоявшей здесь три века. А справа от ратуши – обычная пятиэтажка, в которой живут обычные горожане. На исторической площади символически сошлось время, на которое пока еще не обращают внимания здешние дети, увлеченные игрой в мяч.
От Нарвы до Нарвы-Йыэсуу – не дорога, а история сражений: памятники, памятники… Берег Наровы в разные времена щедро поливался солдатской кровью. Всегда людно возле монумента «Танк Т-34», установленного 9 мая 1970 года в память о форсировании Красной армией реки Нарва 25–26 июля 1944 года (Нарвская наступательная операция). Монумент был открыт на месте переправы 2-й ударной армии генерала Федюнинского.
По этой же дороге Немецкое военное кладбище, где упокоились 15 000 солдат Вермахта. Характерный порядок здесь обеспечивает Немецкий союз по уходу за военными захоронениями. На каждом гранитном кресте чье-то имя и две даты…
В числе придорожных памятников и тот, на мемориальной доске которого значится: «Героям Предкам, павшим в бою 19 ноября 1700 года…» Это была битва при Нарве, обернувшаяся для русских Нарвской конфузией. В одном из первых сражений Северной войны между армией Петра I и шведами русские потерпели поражение. Карл XII сходу бросил войска в атаку. Услугу шведам оказал густой снегопад, благодаря чему они незамеченными подошли к русским позициям... Кавалерия Шереметьева отступила за Нарову, потеряв при переправе около 1000 человек. Отходила и пехота, тогда как Преображенский, Семеновский и Лефортовский полки яростно оборонялись. Монумент – крест на каменном фундаменте – память об их героизме был открыт в ноябре 1900 года.
Петр возьмет Нарву 9 августа 1704-го…
В числе достопримечательностей Нарвы Тенистый сад с вековыми деревами. Город также «удостоился» замечательного променада, простирающегося вдоль берега Наровы, от бастиона Виктория до Нарвского замка (площадь 3, 2 га), строительство которого началось в XIII веке, во время правления Дании. В 1346 году датчане сторговали Северную Эстонию Ливонскому ордену. И с этих пор модернизацией замка озаботился другой властелин. К середине XVI века главное здание замка представлял конвентский дом с башней Длинный Герман. С севера к главному зданию примыкал Северный двор, с запада – Большой Западный. Во время Ливонской войны (1558) город заняли русские войска, а в 1581-м Нарва отошла Швеции, которая «перекроила» замок на свой лад. В числе прочего были реконструированы восточные ворота, а северные усилились башней. С восточной стороны возвели новый бастион, появились дополнительные позиции для пушек. Но все это не удовлетворило военного инженера Э. Дальберга, который в 1684-м внес свою бастионную лепту. Название замковой башни Длинный Герман связывают с магистром ордена Германом фон Брюггеней, приказавшим увеличить ее высоту с целью наблюдения за Ивангородской крепостью.
С 1986 года в башне Длинный Герман (высота 51 м) обосновался Нарвский музей – перед посетителями предстают реликвии XIII–XVIII вв. Можно увидеть подлинные рыцарские доспехи, знамена русской армии, бюст Карла XII и многое другое, связанное с историей Нарвы, в том числе более поздней. По периметру двора Нарвского замка расположились мастерские ремесленников. Посещение музея для взрослого обойдется в 6 евро. При этом вам возвратят бонусом монету, на которую можно купить какой-нибудь милый пустячок у ремесленников. Такая монета местного образца приравнивается к 3 евро. Любопытные экспонаты выставлены и во дворе замка, к примеру колокола, один из которых (малый) отливался в Москве (1518 г.) для псковского Свято-Троицкого собора. В Нарве он оказался в 1558 году. Большой колокол, отлитый в 1779-м, служил главным колоколом Спасо-Преображенского собора в Нарве. Оба тяжеловеса обнаружились в ходе расчистки послевоенных развалин этого храма (1954).
И все-таки самое сильное впечатление в Нарве вы получаете, когда одновременно видите и замок, и крепость, разделенные лентой реки. Залюбовавшись грандиозной картиной, я вдруг услышала доносившуюся со стороны песню. «Мы с тобой два берега у одной реки…» – напевал какой-то дядечка, аккомпанируя себе на гитаре. Посвященная сердечной теме, она, сама того не ведая, приобретала еще один тревожащий душу смысл…