Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

Ницца – бойня на набережной

Ницца – бойня  на набережной
Cамо словосочетание «Лазурный Берег» ласкает ухо, словно обещание волшебной и радостной сказки. Сегодня это название, как и имя курорта Ницца – столицы Французской Ривьеры – для европейцев стало синонимом очередной жертвы терроризма.

Кто из жителей и гостей лучезарной Ниццы, отправляясь вечером 14 июля на Английскую набережную, чтобы полюбоваться фейерверком в честь Дня взятия Бастилии, мог предполагать, что притворившийся мороженщиком водитель нанятого фургона уже выжидает свой час икс, чтобы смять колесами мирный быт этого прекрасного города? 

 

Кровавый фейерверк

 

Житель Ниццы выходец из Туниса Мохамед Лауэеж Булель на взятом напрокат грузовике врезался в толпу людей на набережной. По словам очевидцев, автомобиль успел проехать два километра со скоростью 60–70 км/ч, делая зигзаги и намеренно давя пешеходов. Полицейские застрелили водителя. Но до этого он успел убить 84 человека – граждан самых разных стран, в том числе соседних с нами России и Эстонии, по счастливой случайности латвийцев среди жертв нет. В больницах по-прежнему находятся 85 человек, из них 18 в критическом состоянии. Нападение в Ницце стало самым крупным во Франции после событий в Париже в ноябре 2015 года. Тогда в результате серии взрывов и нападений на мирных граждан погибло около 130 человек. Ответственность за нападение тогда также взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство». Как сообщается, в кабине грузовика «кровавого мороженщика» нашли один действующий пистолет, два фальшивых автомата, муляжи пистолета и гранаты. При этом водитель-террорист не был религиозным или радикально настроенным. По словам близких, он не молился, ел свинину, употреблял спиртное и даже наркотики. Стало известно, что многодетный тунисец тяжело переживал недавнее расставание с семьей и имел проблемы с законом. Соседи 31-летнего Булеля описали его как «очень странного и одинокого мужчину». О том, что пару недель назад Булель был завербован неким алжирцем – членом террористической организации «Исламское государство» – властям заявил дядя террориста. По его словам, алжирец нашел в Мохамеде легкую добычу. Кроме того, за несколько дней до теракта Булель контрабандой отправил семье в Тунис около 110 тыс. долларов. Не была ли это плата за ту смертоносную поездку по Английской набережной, которую тунисец совершил вечером 14 июля? 

 

Страх и ненависть

 

В этой трагедии поражает даже не столько ее непредсказуемость и беззащитность общества перед атаками одиночек, как то, что на исполнение терактов стали нанимать, словно на грязную работу. Причем делают эту страшную «работу» руками людей, далеких от какой-либо религии или идеологии, используя их как пушечное мясо. Используя с одной целью – посеять в обществе страх и ненависть. И это организаторам терактов все чаще удается. Так, уже после страшных событий в Ницце, Германию потрясло сообщение: 19 июля 17-летний афганец напал с ножом и топором на пассажиров регионального поезда в Баварии. В результате атаки были тяжело ранены пять человек, состояние двоих из них врачи оценивают как критическое. Нападавший был застрелен полицейским спецназом. Причем свою выходку самопровозглашенный террорист совершил, движимый ненавистью, из желания отомстить «неверным», которые, как он считал, причиняют страдания его братьям по вере, – на записи телефонного звонка в полицию, который сделали свидетели атаки, отчетливо слышно, как нападавший кричит «Аллах акбар». В тот же день пропагандистский сайт террористической организации «Исламское государство» разместил видеоролик, на котором вооруженный ножом юноша заявил, что собирается мстить за удары международной антитеррористической коалиции. «Я – солдат ИГ и начинаю священную операцию в Германии. Время пришло», – заявил он. Министерство внутренних дел Баварии провело экспертизу и подтвердило подлинность этой видеозаписи. Не стоит забывать, что ненависть накапливается и с другой стороны, когда в ответ на теракты активизируются те силы, которые призывают «истинных» европейцев «избавляться от пришлых», в том числе с оружием в руках. 

 

Непредсказуемость одиночек

 

Нападение в Ницце стало полной неожиданностью для французских спецслужб, заявил британский эксперт по проблемам безопасности и борьбы с терроризмом Пол Бивер. При этом он признает, что избежать подобных нападений в будущем нереально. «Невозможно защититься от атак одиночек-безу-мцев. Единственное, что можно сейчас сделать, – это пытаться уменьшить масштабы радикализации. Нужно больше разведывательных данных, больше специалистов по безопасности, – сказал он. – Нам нужно заниматься образованием исламского населения во всем мире. Нужно рассказывать, что совершение террористических нападений – это не то, о чем говорится в Коране, и это не метод привлечь внимание к своим обидам или жалобам. Большой проблемой Франции сейчас являются большие группы выходцев из Сирии, Туниса и Марокко. Они зачастую живут во французских городах без работы и без надежды. И с этим нужно что-то делать. В этой связи свободу передвижения внутри Евросоюза нужно взять под контроль. Мы не можем позволить, чтобы террористы свободно перемещались из одной страны в другую, из зоны ведения одной полиции в другую. Я считаю, нам нужно снова ввести должный пограничный контроль», – резюмировал он. 

 

Новая реальность требует от нас новых решений. И похоже, недалек тот час, когда страх перед террором вновь захлопнет границы государств, придавив так и не сбывающуюся давнюю мечту человечества стать единой планетарной цивилизацией.