Во всяком случае топ-менеджеры и трейдеры ведущих банков уже предупреждены, что они в «ночь икс» спать точно не будут, поскольку исход голосования отразится и на курсе валют, вплоть до обвала. По прогнозам финансовых аналитиков, в случае выхода страны из ЕС первым рухнет фунт – он может потерять до 30% стоимости. Следующим кандидатом на падение будет пара евро/доллар. Казалось бы, что до всего этого нам – даугавпилчанам? И, тем не менее, перспектива выхода Великобритании из ЕС не на шутку взволновала и наших «бабушек на лавочках». Ведь почти у каждого сегодня в Англии живут и работают друзья или родственники, а кто-то и сам подумывает об отъезде в «туманный Альбион». Волнуется и вся немаленькая латвийская община в Великобритании, обсуждая вопрос, так что же будет, если Великобритания всё же уйдет?
Как жить-то будем?
Конкретной процедуры выхода из Евросоюза не существует. 50-я статья Лиссабонского договора предусматривает правовую основу для стран ЕС, решивших выйти из Союза. Однако условия «бракоразводного процесса» должны определиться в ходе отдельных переговоров, на которые отведен срок до двух лет. Есть несколько вариантов того, как официальный Лондон может оформить свои дальнейшие отношения с ЕС в случае, если англичане проголосуют за выход страны из Евросоюза. Например, можно войти в Европейскую экономическую зону наряду с Исландией, Норвегией и Лихтенштейном – тогда часть норм ЕС, в том числе о свободном передвижении рабочей силы сохранила бы свое действие. Другой вариант – по примеру Швейцарии подписать несколько особых соглашений с ЕС. Самый радикальный – прекратить с ЕС все «особые» связи, став просто иностранным партнером, как США или Россия. Если говорить о поездках, то даже при самом «жестком» сценарии, скорее всего, Великобритания и ЕС договорятся о безвизовом въезде для своих граждан в туристических целях – не более 90 дней в течение полугода. В случае выхода Королевства из транспортной системы ЕС также могут заметно подорожать авиабилеты на рейсы между Британией и Европой. Что касается работы, то латвийским негражданам уже сейчас нужно разрешение на работу в Великобритании. Если в случае выхода из ЕС не будет особого соглашения между сторонами, гражданам Латвии тоже придется получать разрешение на работу.
Видимо, будет введен какой-то переходный период для получения такого разрешения. Не исключено, что могут быть введены количественные квоты на въезд иностранных работников. Если не будет принято какого-то особого соглашения, граждане ЕС станут в Великобритании обычными иностранцами. Соответственно, к ним можно будет применять повышенные ставки при оплате учебы. Программы студенческого обмена продолжат существовать, только если об этом подпишут отдельные договоры. Что касается семейных вопросов, то эти вопросы в случае «развода с Европой» будут регулироваться исключительно британским правом, без оглядки на директивы ЕС. Если семья живет в Великобритании, то имущественные вопросы, вопросы опеки над детьми также будут решаться со ссылками на британские нормы. Что касается собственности, то в Великобритании иностранцы вправе владеть недвижимостью – так что конфискаций ожидать не стоит. Что же касается налоговых вопросов, то тут власти Великобритании смогут относиться к гражданину ЕС как к обычному иностранцу – например, вводить различия по сравнению со своими гражданами. Что же до пенсий, то, если страховой стаж заработан в Великобритании, то его «обнулять» вряд ли будут – это было бы нарушением Европейской конвенции по правам человека. А вот вопросы «перемещения» латвийского стажа в Великобританию и обратно могут стать более сложными – вероятно, потребуется особое соглашение на этот счет. Но всего этого можно ожидать только в том случае, если Великобритания решит покинуть Союз европейских государств. Впрочем, даже если этого не произойдет, полностью неизменной ситуация всё равно не останется.
В этом случае главным объектом политических дискуссий на уровне ЕС становится сделка, которую Дэвид Кэмерон и Совет ЕС заключили 19 февраля этого года. Беспрецедентная договоренность предусматривает для Великобритании целый пакет эксклюзивных прав, включая возможность отказывать мигрантам из стран ЕС в выплате части социальных пособий в первые 4 года их пребывания. Однако, чтобы новое правило вступило в силу, Еврокомиссия должна предложить поправки к регламенту Евросоюза, а Совет ЕС и Европарламент — их утвердить. Высока вероятность, что евродепутаты не захотят этого сделать или попробуют внести существенные поправки, тем самым защитив интересы своих соотечественников. И всё же может случиться так, что вновь прибывшим мигрантам в течение первых четырех лет с момента получения работы в Британии будет запрещено претендовать на социальные пособия. Кроме того, будут сокращены детские пособия на детей иммигрантов, остающихся на родине. Отныне размер этих пособий будет не фиксированным, а исчисляться с учетом уровня цен страны, где проживает ребенок. Планируется, что индексации сначала проведут в отношении новоприбывших иностранцев, с 2020 г. – в отношении всех 34 тыс. иностранцев, кто подал заявку на пособие на ребенка.
Проигрывают все
Возможный выход Великобритании из ЕС способен создать «эффект домино» в других странах, заявил ведущий латвийский экономист Дайнис Гашпуйтис. Такой исход британского референдума негативно повлияет на экономику Латвии и затормозит ее рост, прогнозирует эксперт. Выход Великобритании из Евросоюза, по словам Гашпуйтиса, обрушит курс фунта стерлингов – соответственно, замедлится или даже остановится рост экспорта наших товаров в эту страну. А ведь британский рынок для латвийского экспорта – седьмой по значимости. Британской экономике расставание с ЕС обойдется в потерю 2% ВВП, говорит Гашпуйтис, а в долгосрочной перспективе – и больше того. Brexit (сокращенно от British Exit, что означает «британский выход») заставит страдать и такие страны как Ирландия и ФРГ: «На их рост это, скорее всего, повлияет, и, соответственно, наши возможности экспорта и роста тоже сократятся», – прогнозирует экономист. Между тем рост латвийской экономики уже замедляется, подчеркнул он.
По мнению же евродепутата Артиса Пабрикса, в случае «ухода» Великобритании в проигравших окажутся все. И тут речь не только об экономических потерях, подчеркнул он. Крупнейшей утратой станет «Запад как таковой» – он ведь ассоциируется с ЕС как успешным альянсом государств, не имеющим аналогов нигде больше. Великобритания, по словам Пабрикса, – одна из самых динамичных экономик Европы. В случае Brexit ее жителям придется считаться с менее значимой ролью страны, чем до того. В бюджет ЕС Великобритания вносит больше, чем получает оттуда, признал политик. Поэтому ее возможный выход из альянса заставит пересмотреть весь европейский бюджет, а кроме того, он усилит административные барьеры. Это негативно повлияет на всех, желающих путешествовать или торговать. Уход Великобритании из Евросоюза станет сильным ударом по основополагающим принципам ЕС и «нас ослабит», прогнозирует Пабрикс.
Возможный выход Великобритании из ЕС повлияет скорее на будущих иммигрантов, об этом заявил посол Латвии в Великобритании Андрис Тейкманис. «Мне сложно сказать, что произойдет и как на нашу многочисленную общину иммигрантов может повлиять выход Великобритании из ЕС», – признался при этом Тейкманис. На вопрос, смогут ли чувствовать себя в безопасности те, кто уже находится в Великобритании, он ответил, что всё зависит от исхода переговоров. На вопрос же, каков желательный для Латвии исход референдума, Тейкманис ответил, что лучше, если «сильная Великобритания и в дальнейшем будет находиться в сильном Евросоюзе».
Добавим, что согласно опросу, проведенному базирующимся в Германии фондом Бертельсмана, 54% жителей Евросоюза высказались против выхода Британии из его состава. Лишь 21% из 11 тыс. опрошенных сочли, что Британии стоит уйти. При этом большинство респондентов также сочли, что британский выход мало повлиял бы на экономическую ситуацию в их собственной стране. Организаторы опроса подчеркнули, что их впечатлил контраст между крайне эмоциональной кампанией в Соединенном Королевстве и хладнокровным отношением к вопросам «брексита» на континенте. В шести из 28 стран фонд Бертельсмана также спросил, хотели бы граждане выхода своего государства из ЕС. Полный список этих стран фонд не приводит. При этом известно, что во всех случаях сторонников сохранения членства в ЕС оказалось несколько больше, чем противников. В частности, 48% французских респондентов высказались за выход из союза, в то время как 52% предпочли остаться. По данным последних опросов общественного мнения в самой Великобритании, число сторонников и противников «брексита» на данный момент примерно равно.