Битва за урожай1
Порой между крестьянами и закупщиками зерна возникают неприятные инциденты. Об одном из них газета «СейЧас» узнала от Артура, который обратился в редакцию в поисках справедливости. Претензии нашего читателя обращены в адрес Светланы, лаборанта и руководителя лаборатории элеватора Daugavpils dzirnavnieks, арендуемого рижской фирмой Elagro Trade.
– Я уже не знаю, что мне делать. На элеваторе есть лаборант Светлана, которая возомнила себя почти богом – как решит, так и будет. Она принимает грузы по принципу «у этого буду брать, у того – не буду». Причем параметры зерна, как мне кажется, она определяет на глаз. Когда я указал на образцы других грузов, засоренность которых была гораздо больше, чем у моего, Светлана заметила, что это зерно, мол, очищается, а твое – нет. И такое повторяется уже не раз. Только в этом году она дважды не приняла у меня зерно. Пыталась не принять и в третий раз, но я позвонил руководителю Екабпилсского филиала Elagro Тrade Айгарсу Тилхенсу, и только после его распоряжения груз был принят. И такие ситуации не только у меня возникают – у других крестьян тоже. Видимо, таким образом она намекает на определенные действия. Да и пробы не Светлана берет, а сторож. Иногда вообще водитель сам идет и зачерпывает в ведерко зерно для пробы. У одних крестьян для проверки зерно берется сверху, а у меня – непременно со щупом со дна кузова. В общем, что хотят, то и творят. И никто ничего доказать не может. Что остается человеку, который привез зерно? Только опустить голову и уезжать. Пару раз так и сделал, но это не выход – надо что-то делать, вот и решил обратиться в газету. Может, вы сможете помочь, – рассказал расстроенный Артур.
По его словам, после того как груз с пшеницей не приняли, Артур отвез его в фирму Scandagra, работающую под эгидой Rēzeknes dzirnavnieks, там провели анализ. И все основные параметры зерна, за исключением влажности (которая была на 2,5% выше необходимой), оказались в норме. При этом Артур предоставил акт приемки зерна №397. Он оставил в редакции и две товаротранспортные накладные акта приемки зерна на элеваторе Daugavpils dzirnavnieks. И что любопытно: если в акте от 26 августа были записаны все параметры привезенного зерна, то от 31 августа – только влажность и процент примеси, а в графе, в которой должно быть указано количество протеина (белка), поставлен прочерк.
Как выяснилось, Артур живет в Даугавпилсе, но в Каплаве у него есть 55 га земли, на которой он выращивает зерновые. Этим видом сельского хозяйства он занимается с 1993 года. Поначалу земли было намного меньше. Выращенное зерно он реализовывал самостоятельно, продавая местным крестьянам. Потом получил европейские субсидии, прикупил земли. С 2008 года стал сдавать урожай на Daugavpils dzirnavnieks.
Чтобы выяснить, что же происходит, мы туда и отправились. Руководитель лаборатории Светлана напрочь отказалась разговаривать с корреспондентом газеты. А вот заведующая даугавпилсским элеватором Галина Степанова оказалась более общительной. Она рассказала, что знает лаборанта Светлану очень давно. Сама работала на Daugavpils dzirnavnieks 35 лет, Светлана – на год дольше. Руководителя лаборатории характеризует как специалиста высокого класса.
– Если она не была бы специалистом такого уровня, вряд ли ее приняли бы на работу новые хозяева. Этот год выдался урожайным, и на сегодняшний день мы приняли уже более 50 000 тонн зерна. Были большие очереди, крестьяне, естественно, нервничали, вот и срывались. Был случай, когда мы объявили о приеме овса, а с вечера у нас задержалось несколько грузов с пшеницей. После согласования с руководством предприятия пришлось сначала принять эти грузы. Это вызвало негодование у тех, кто с утра прибыл с овсом, в их числе был и Артур, – рассказала Галина Степанова.
После беседы с заведующей элеватором откликнулась и сама Светлана. Она отметила, что пшеница, которую привез Артур, была с таким количеством овса, что ее можно было пускать разве что на фураж, а не на муку для выпечки хлебобулочных изделий. Поэтому она и не стала принимать груз.
Как говорит Галина Степанова, при анализе качества зерновых не может быть никакого человеческого фактора, так как проводит эту проверку самая современная аппаратура. Что нам и продемонстрировали.
Как бы то ни было, но свое мнение мы попросили высказать и Айгарса Тилхенса.
– Я, безусловно, в курсе данной ситуации. На следующий же день я поехал в Даугавпилс на пункт приема зерна и лично убедился в том, что количество овса в пшенице, привезенной Артуром, превышало дозволенную норму. Овес от пшеницы отделить несложно, если знать, как это делать. Об этом я лично сказал Артуру, но тем не менее принес извинения за сам инцидент и распорядился принять его зерно. Правда, отдельно от остального. Понятно, Артура возмутило, что его груз не захотели принимать, к тому же у Светланы сложный характер, но надеюсь, что больше таких ситуаций у нас не повторится. Хочу заметить, что мы занимаемся приемом зерна на экспорт, поэтому для нашей компании важно качество.
Конечно, у каждой страны свои требования. Например, испанцы для своих булочек будут требовать сырье самого высокого качества, а где-нибудь в Иране это требование ниже. Но в любом случае качество должно быть на уровне. Ведь принятое зерно сразу с элеватора мы загружаем в вагоны и отправляем в порт. Вы знаете, что в конце прошлого года был начат процесс неплатежеспособности Daugavpils dzirnavnieks, но нам удалось договориться с администратором об аренде оборудования и помещений на данном предприятии. Договоренность была достигнута только летом. Мы нашли и приняли на работу опытных специалистов, не один год отработавших на предприятии Daugavpils dzirnavnieks – сами понимаете, что на такую специфическую работу человека с улицы не возьмешь и за пару дней ремеслу не обучишь. Всё это позволило местным крестьянам сдавать свое зерно в относительной близости от крестьянских хозяйств, – высказал свое мнение по поводу инцидента руководитель AS Jēkabpils Labība (с 1 января 2012 года входит в состав рижской компании SIA Elagro Trade) Айгарс Тилхенс.