Чисто британский сериал — «Би-Би-Си объявили войну»1
«Тори объявили BBC войну» — единогласно заявила пресса и всевозможные эксперты. Никто не сомневается, что корпорация с многомиллиардным бюджетом подлежит основательной реформе. Возможно, чуть ли не впервые придется выходить на рекламный рынок или/и резать штат и очень сильно уменьшать количество (и, возможно, качество) каналов. (В известном смысле происходящее в Великобритании является зеркальным отражением процессов в Латвии: где течение общественной и ведомственной мысли в последнее время вынесло на поверхность идеи наращивания числа каналов, а также введения обязательной лицензионной платы за общественное вещание в сочетании с полным отказом от рекламных доходов).
«Я против лицензионной платы… Она крайне регрессивна, ее дорого собирать и еще, вдобавок, вы получаете эти письма с угрозами, что у нас повыдергивают ногти, если вы не признаетесь, что у вас есть телевизор…», — заявлял Джон Виттингдейл до назначения на пост. Финансирование национальной медиа-компании BBС, которой принадлежит несколько телевизионных каналов, более десятка радиостанций и множество печатных изданий — одна из самых противоречивых в Британии систем.
Я, как и большинство британских налогоплательщиков, не раз получала письма с требованием заплатить сначала штраф за отсутствие лицензии на просмотр ТВ, а потом и за саму лицензию — у каждого человека по умолчанию есть цветной телевизор, пока не доказано обратное. Доказывать муторно и долго, и в итоге практически каждая семья в стране должна выплачивать на содержание ВВС 145,5 фунтов в год (49 фунтов за черно-белый аппарат) вне зависимости от того, смотрит ли кто-либо из ее членов BBC или нет. (В Латвии пока что упоминается сумма примерно в 50 евро в год.) На эти сборы, которые в 2014 году достигли 3,7 миллиардов фунтов, в основном и существует гигантская компания.
И, кстати, довольно прилично существует: несколько недель назад выяснилось, что за последние 4 года после выплаты более 10 миллионов фунтов пособий по сокращению, BBC снова наняло 81 уволенного, предложив им временные или неполные контракты. Конкретно эти люди получили в целом более 3 миллионов фунтов.
С другой стороны, именно это финансирование позволяет BBC обходиться без надоедливой рекламы, производить образовательные передачи, некоммерческие исторические сюжеты, подробные новости и снимать такие сериалы, как «Шерлок» с Бенедиктом Камбербетчем, культовый «Доктор Кто», «Мушкетеры» (от которого Дюма не перевернулся бы в гробу) или «Тюдоры», который не нуждается в отдельном представлении. Правда, частный сектор клянется, что с удовольствием бы снял похожие или даже лучшие сериалы, если бы BBC, с ее более свободным бюджетом, первая за них не взялись. В общем, не удивительно, что частные телекомпании ВВС, скажем так, не симпатизируют.
В сфере «текстовой» журналистики симпатий также немного. Бесплатный и, кажется, всеобъемлющий, сайт BBC делает жизнь других онлайн (и оффлайн) изданий гораздо сложнее: даже представители ведущих новостных агентств в частных беседах не раз сетовали, что им тяжело конкурировать с BBC на равных, вставляя в свои статьи и/или видео столь раздражающую читателя рекламу.
Для бизнесолюбивых консерваторов, впрочем, ключевым остается другой вопрос — политическая независимость BBC. Как ни крути, сложно не заметить, что журналисты корпорации склоняются в сторону лейбористов, которые после майских выборов остались в глубокой оппозиции. Это не нравится ни премьеру, ни остальным членам коалиции, поэтому назначение главой министерства культуры, СМИ и спорта Джона Виттингдейла никого особенно не удивило. (Кстати, еще он очень , ну, очень не любит геев – BBC тут же опубликовала соответствующий едкий комментарий в Twitter, но очень быстро убрала. Поздно — все, кому надо, успели сделать скриншот и растиражировать его. )
Предыдущая реструктуризация BBC уже обошлась бюджету в десятки миллионов фунтов, новая, прежде чем начать экономить деньги налогоплательщиков, потребует серьезных затрат и массовых сокращений. Виттингдейл планирует начать работу в ближайшее время, так, чтобы к 2026 году плата за лицензию перестала быть обязательной.
Реформа вряд ли пройдет гладко и по плану: следующие выборы могут выиграть лейбористы, которые ее, скорее всего, приостановят или изменят. Консерваторы, которые опять на каком-то этапе точно возьмут власть, снова примутся за BBC... В этом сериале будет много сезонов.
Остается только догадываться, какое влияние такая встряска может оказать на качество одного из крупнейших и самых влиятельных СМИ в мире: основанной в 1922 году компании никогда еще не приходилось учиться выживать по правилам частного бизнеса и конкурировать с ним без помощи денег налогоплательщиков (или с помощью в гораздо меньших объемах). Получается, латвийские общественные СМИ, работающие на рынке рекламы, оказываются лучше приспособленными к жизни, чем их великие британские коллеги. Как минимум теоретически.
Да, кстати. Лицензионная плата в Великобритании была введена в 1940-е, чтобы помочь телевидению оправиться после Второй Мировой. Глядя, так сказать, из Лондона, сложно понять, зачем Латвии двигаться к модели, от которой в стране ее происхождения теперь пытаются избавиться ценой десятков миллионов. Если, конечно, не предполагать, что речь идет о плановом восстановлении после еще не начавшейся войны.