Мы собирались посмотреть на празднование Рамадана. Из отеля в узком тихом переулке вышли к одной из центральных улиц. И тут столкнулись с этой многотысячной массой.
ОТ ЗАВОДСКОЙ ПРОХОДНОЙ
Плотная толпа не собиралась редеть. Это мужской вал несся откуда-то сверху и стекал по улице вниз. По проезжей части проносились скоростные низкопольные трамваи – по 4 вагона в связке. И было видно, что они тоже забиты мужчинами. А возле тротуара стояли несколько обломков колонн времен Византии, казалось, что это толпа снесла их и оставила валяться.
В полной уверенности, что происходит что-то необычное – демонстрация, небывалый футбольный матч, религиозное событие, я спросила стоявшего в дверях магазина продавца:
– Что случилось, куда идут все эти люди?
Он смотрел на меня, явно не понимая вопроса. Потом доброжелательно ответил странной туристке, которая не знает простых вещей.
– Они идут домой…
– А откуда они идут?
В глазах у продавца отразилось полное недоумение. Но он вежливо продолжил:
– Они идут с работы.
И добавил для особо тупых.
– Рабочий день закончился. Люди возвращаются домой – кто на метро приехал, кто на трамвае, кто пешком идет.
Наверное, надо пояснить, что такое зрелище особо впечатляет человека из Даугавпилса. Вчера ехала в автобусе в нашу курортную зону, на берег озера Стропы. Специально посчитала пассажиров. 16 пенсионерок и одна мама с ребенком. Но бывали мы и в Париже, и в Брюсселе, и в Москве. Вечерняя улица Стамбула – это совсем другое. Шли рабочие – с крепкими руками, с веселой энергией в глазах. Наверное, за час по этой улице прошла половина Риги. А ведь так было и в других уголках города.
ИСТОРИЯ УСПЕХА
Пришлось заглянуть в статистические данные. Население Стамбула быстро растет, по некоторым данным, достигает уже 20 млн человек (то есть десять Латвий). 63% – в возрасте до 35 лет. Безработица – на уровне 4–5%, то есть ее практически нет. Развитая промышленность обеспечивает население Турции практически всем необходимым – телевизорами, холодильниками и другой техникой, продуктами, товарами легкой промышленности. Турция способна в течение 10 лет полностью, без импорта, снабжать население товарами.
А теперь внимание! Именно тогда, когда у нас закрылись многие заводы и разоренная Латвия вступала в Европу, надеясь на ее поддержку, в Турции тоже был жестокий экономический кризис. За 1 доллар давали 700 тыс. турецких лир (сейчас за евро дают около 3 лир). Работы не было. Народ любым способом перебирался в Германию, Францию, чтобы прокормиться. Лидером страны стал Реджеп Эрдоган. Он сумел возродить экономику, вернуть в Турцию зарубежных инвесторов и создал условия для развития отечественного производства. Импорт технологий и поточных линий был избавлен от НДС, что сделало Турцию одним из ведущих экспортеров электроники. Процедура регистрации предприятий сократилась до 10 дней. Новый премьер учредил «Халк Банк» («Народный банк») для льготного кредитования малого бизнеса, предоставил налоговые и ценовые льготы для инвесторов. При Эрдогане Турция превратилась в 15-ю экономику мира. За последние 10 лет ВВП Турции вырос вдвое.
А вы думали, что мы тут благоденствуем, а на турецком берегу бомжи роются в поисках еды в мусорниках? Оказывается, наоборот.
СЛОЖНОЕ ЭТО ДЕЛО – ПОЛИТИКА
Совсем чуть-чуть коснусь и политики. В хитросплетениях быстро не разобраться, но очевидно, что наши представления очень далеки от реальности. Что знает житель Европы о любой мусульманской стране? Что там набирают силу религиозные исламские движения – нам на горе. Турция со времен Ататюрка является светским государством, притом что 98% населения – мусульмане. Но все это время различные религиозные организации требуют вернуться к истинному исламу. Сейчас одним из самых авторитетных деятелей суфийской исламской группы стал Мухаммед Фетхулла Гюленн. А теперь – неожиданность. Его постоянное место жительства – США. После долгой борьбы с Эрдоганом и проигрыша на выборах Гюленн вернулся в США.
Вместе с экономическим подъемом Турция стала самостоятельным игроком на международной арене. С одной стороны, она осталась союзником США и Европы, а с другой, смогла стать лидером в регионе, проводя политику «ноль проблем с соседями». В частности, очень тесные экономические связи поддерживаются с Ираном. И именно в это время страну стали сотрясать скандалы и протесты, которые многие сравнивают с Майданом. Но в Стамбуле многотысячные акции протеста на площади были разогнаны с помощью слезоточивого газа и водометов.
На муниципальных выборах победила партия Эрдогана – причем с большим отрывом. Но впереди – президентские выборы. Некоторые европейские и американские политики предлагают подвергнуть Турцию политической изоляции – за нарушение демократических принципов. На этом краткий экскурс в политику заканчиваем, вернемся лучше на улицы Стамбула.
ГУЛЯЙ, НАРОД, РАМАДАН ИДЕТ
От этих улиц осталось два впечатления. Первое – невероятное количество цветов, украшающих магистрали. Весной в Стамбуле высадили 20 млн тюльпанов. Сейчас их сменили пестрые ковры из ярких растений, которые тянутся на десятки километров. Цветники начинаются от границы города, в спальных районах, и тянутся до знаменитых узких улочек старинных кварталов. Второе впечатление – как эти улицы моют. Рано утром, в половине восьмого, отправляюсь гулять. Оказывается, в это время хозяева бесчисленных кафе и лавок моют не только помещения, но и окна, и тротуар. Некоторые делают это сами, некоторые зовут на помощь профессионалов, которые идут по улицам с тележками, наполненными щетками и чистящими средствами. Через час город блестит, умытый и свежий.
Рамадан, как известно, продолжается целый месяц. В это время правоверным разрешается принимать пищу только после захода солнца. Но все кафе открыты – в расчете на туристов.
И вот жаркое солнце скрывается за Босфором. Мужская толпа уже разбрелась по домам, отдохнула. Теперь можно вывести на прогулку семью. Улицы постепенно заполняются народом, но это уже медленная прогулка. Очень многие женщины одеты в закрывающий голову и плечи хиджаб. При этом практически всегда дама гордо шагает чуть впереди, сзади муж катит коляску или ведет за руку ребенка. Гордость на лицах – все видят, что это нормальная семья.
Не знаю, по какому сигналу все понимают, что пост можно прервать. Вроде, и мулла не пел, но вдруг все начинают ликовать и… есть. В лавках достают кастрюли, хлеб, все садятся вокруг низкого столика прямо на улице. Продавцы каких-то невиданных сладостей предлагают свой товар. В кафе мгновенно собирается народ. Поскольку в Рамадан принято кормить и бедных, которые не могут заплатить, то свободных мест практически нет. Но главное – это всеобщая радость и ликование.
Напоследок – сцена на улице. Типичная турецкая семья. Папа везет ребенка в коляске, второй шагает рядом. Молодая мама в черных одеждах идет впереди, иногда что-то рассказывает, бегает наперегонки с маленькой дочкой. Я ее разглядываю – как ей не жарко в длинной черной одежде в такую жару? Она разглядывает меня – руки голые, ноги голые, совершенно неприличный вид, да еще одна, без мужчины ходит. Не выдерживает и прыскает от смеха – ну и чудные эти европейские женщины. Стоит посреди улицы и хохочет.
… Был тут Древний Рим, была Византия, теперь вот – берег турецкий. Мы их в свой союз не принимаем, азиатов, влезших случайно на европейский берег Босфора. А оттуда уже выплескивается энергия в Европу. Нам пора бы поучиться, посмотреть попристальней – да куда там. У нас же своя история успеха.