Обратите внимание: материал опубликован более чем двенадцать лет назад

Пять самых странных рождественских традиций

Пять самых странных рождественских традиций
Классические Санта-Клаус и Дед Мороз, раздающие детям подарками — это, конечно, хорошо и уютно, однако далеко не везде Рождество столь просто и понятно. В ряде стран существуют весьма необычные традиции отмечать этот светлый праздник и далеко не все они укладываются в рамки простой сказки о добром дедушке с мешком подарков.

1. Есть ли у Санта-Клауса антипод?

 

"Если будешь слушаться, Дед Мороз подарит тебе "бакуган", набор Lego и Nintendo Wii", — пытаются накануне Рождества и Нового Года вразумить непослушных детишек отчаявшиеся родители. Однако редко кто из взрослых в состоянии достаточно внушительно ответить на простой вопрос ребенка: "а что, если не буду слушаться?". Чаще всего на это следует: "ну, тогда не подарит!". Как будто этим можно напугать современных детей…

 

В южной Германии, Австрии, на севере Италии и в балканских странах, имеющих отношение к Альпам, в ходу другой ответ. "Тогда тебя заберет Крампус!", — говорят в этих странах. Крампус — это мифический антипод Санта-Клауса, он ходит по домам вместе с ним. Послушные дети получают подарки, а непослушных Крампус уносит с собой, чтобы съесть на праздничный ужин. И все дети, живущие около Альп, об этом знают.

 

Сегодня в Крампуса принято наряжаться задолго до Рождества — как правило, в первой трети декабря. Существо это очень похоже на дьявола, не брезгует цепями и колокольчиками. Ряженые ходят по улицам, гремят, звенят и пугают маленьких детей... Может быть, поэтому немцы так дисциплинированы?

 

2. В Каталонии какают не только принцессы, но и бревна

 

Каталонцы любят рождественские традиции, связанные с опорожнением кишечника. Тема скользкая, конечно, но из песни слов не выкинешь — у них там, в Испании, целых две такие "срамные" традиции.

 

Пять самых странных рождественских традиций
Первая, наиболее известная — это украшать жилище каганерами, или, проще говоря, фигурками человечка, который испражняется. В фигурке присутствуют не только сами человечки, застывшие в характерной позе, но и их фекалии. Если изначально фигурки изображали крестьян (да и традиция глубоко крестьянская), то постепенно они стали более "попсовыми" и сегодня в ходу каганеры, символизирующие известных политиков, звезд шоу-бизнеса, спортсменов и даже вымышленных персонажей вроде Дарта Вейдера или какой-нибудь, извините, Белоснежки. Сами каталонцы ничуть не смущаются каганеров — дарят друзьям и родным, покупают себе. Все попытки властей запретить торговлю этими срамными фигурками встречали бешеный отпор. Последний раз это попытались проделать в 2004 году — и пожалели, дошло чуть ли не до акций протеста.

 

Второй рождественский персонаж, популярный не только в Каталонии, но и Валенсии, это Тио де Надал, что переводится как "Рождественское бревно". Впрочем, чаще его зовут просто Тио ("бревно"). Тио устанавливают в каждом уважающем себя каталонском доме в начале декабря — в виде пня, или большой колоды или просто массивного полена. Ему приделывают ноги и рисуют лицо. Затем весь декабрь его усиленно "кормят", оставляя на ночь немного еды и заботливо укрывая пледом (чтобы не мерз). На Рождество же Тио или помещают частично в огонь, или, если открытого огня нет, просто бьют палкой, тем самым заставляя "испражняться". Впрочем, в отличие от каганера несчастное бревно какает обычно конфетами, орехами, сушеными фруктами и прочими сладостями — на радость детям.

 

3. Скандинавская любовь к Диснею

 

При всей своей внешней сдержанности и даже суровости, скандинавы удивительно сентиментальны, когда речь заходит о рождественских традициях. Во всех четырех странах Северной Европы в канун Рождества все основные телевизионные каналы в обязательном порядке показывают старые версии старого диснеевского рождественского шоу From All Of Us To All Of You. И его смотрит, в среднем, около 40% населения, а рекорд был поставлен в Швеции в 1997 году, когда одновременно у экранов собралось более половины жителей. Вероятно, популярность этой традиции можно сравнить лишь с привязанностью жителей бывшего СССР к "Иронии судьбы, или С легким паром!".

 

Впервые студия Диснея запустила шоу с классическими героями мультиков в 1958 году. Уже на следующее Рождество его показали в Скандинавии, и с 1959 года ни разу не было так, чтобы телеканалы "забыли" о мультфильмах. Даже в США они утратили былую популярность — но не в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. В разных странах принято показывать разные версии этого попурри из древних мультфильмов.

 

4. В церковь — только на роликах

 

Празднование Рождества в Каракасе (Венесуэла) начинается 16 декабря с утренней мессы. В этом не было бы ничего удивительного, если бы не одно "но" — все жители города отправляются в храм на роликовых коньках. Добраться до него на машине, например, возможности нет — до восьми утра движение на автомобилях по городу запрещено.

 

Однако это еще не самая странная традиция. Дело в том, что дети накануне, 15 декабря, перед тем, как лечь спать, привязывают к пальцу ноги веревку и свешивают ее из окна. Так что когда их более взрослые родственники возвращаются на своих роликах из церквей, они дергают за веревку, пока ребенок не проснется.

 

5. Чёрного пита заказывали?

 

Пять самых странных рождественских традиций
В Голландии и некоторых регионах Бельгии Санта-Клаус (или, как там говорят, "Синтаклаас") не нисходит до того, чтобы лично карабкаться через трубу к детишкам и класть подарки под елочку. Этим занимается специально обученный чернокожий персонаж по имени Чёрный пит. Он не только помогает доставлять подарки послушным детишкам, но и порет хлыстом непослушных (это, впрочем, куда более гуманно, чем привычки немецкого Крампуса). Кроме того, именно он носит с собой книгу, в которой про каждого ребенка все аккуратно записано — как он вел себя в течение года, что хорошего, и что плохого сделал.

 

Разумеется, Черный пит "визуализируется" — уже в начале декабря на улицах голландских и бельгийских городов можно встретить мужчин в костюмах эпохи Возрождения с перепачканными сажей лицами и толстыми книгами в руках. Как живое напоминание детям, что час расплаты близок.