Литовцы сказали мирному атому «нет»2
НАРОД ПРОТИВ
На вопрос «Одобряете ли вы строительство АЭС в Литовской Республике?» более 60% принявших участие в голосовании граждан Литовской Республики высказались против. За АЭС проголосовало 33,96%. Только среди жителей округа Зарасай – Висагинас, на территории которого планируется строить новую станцию, было больше сторонников проекта – там 66% жителей высказались за строительство станции, а 31% – против. Формально вопрос о строительстве Висагинской АЭС остается открытым.
Референдум считается консультативным, то есть парламент может принять его результат во внимание, а может оставить в силе решение о заключении договора с японским концерном Hitachi. Дело в том, что в Литве для проведения референдума нужно собрать и нотариально заверить 300 тыс. подписей! Это нереально. За референдум подписались 140 тыс. граждан. И парламент постановил вместе с выборами в Cейм провести своего рода опрос населения о развитии атомной энергетики. В итоге активность взметнулась на небывалую высоту.
На избирательные участки пришло более половины избирателей, чего давно не наблюдалось. Вместе с проектом Висагинской АЭС граждане похоронили и правящие партии. Политический вектор в соседней стране повернул справа налево. Пока голоса распределились следующим образом: Рабочая партия – 28,7% голосов; Социал-демократическая партия Литвы – 20,3% голосов; «Союз Отечества» – Христианские демократы Литвы – 10,62% голосов; «Порядок и справедливость» – 10,14% голосов; Союз крестьян и зеленых – 7,92% голосов. То есть консерваторы, которые выдвинули этот проект, оcтались в меньшинстве.
ЛАТВИЯ ГОТОВА УЧАСТВОВАТЬ?
Мнение жителей Латвии никто не спрашивал и вряд ли спросил бы. За день до референдума в Даугавпилсе проходила очередная конференция о Висагинской АЭС. Представители Министерства экономики и «Латвэнерго» дружно уверяли, что миллиард евро в этот проект будет вложен не из бюджетных средств, а из денег нашего главного энергетического предприятия. Как будто это не один и тот же государственный карман! Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис только что заявил, что новое правительство Литвы пока только формируется, и преждевременно гадать, какими будут его действия, однако Латвия по-прежнему заинтересована в развитии проекта Висагинской АЭС.
На пикет против этого проекта в Риге вышли два десятка активистов. Между тем строить собирались в 20 км от Даугавпилса. И именно в том месте, где и грунтовые воды, и ветры направлены преимущественно в нашу сторону.
Так что спасибо литовцам за их гражданскую позицию, которая избавляет жителей Латвии от ответственности в этом вопросе.
На избирательных участках практически везде люди стояли в очереди, чтобы высказать свое мнение о будущем страны.
– У нас шла очень активная пропагандистская кампания за Висагинскую АЭС, – рассказала жительница Игналины Бируте Адамовичене. – Я и в газетах об этом читала, и по радио слышала, и по телевизору смотрела. Но так и не поняла, почему Игналинскую АЭС закрыли, а теперь нужно строить практически рядом новую.
«АЭС – ЭТО ГАРАНТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ»
Мэр города Висагинаса Даля Штраупайте полностью поддерживает проект.
– Страх перед атомной энергетикой искусственно нагнетают, – считает она. – Я тоже патриот своего края, родилась и выросла здесь. У нас прекрасно себя чувствует популяция серебристых журавлей. Эти птицы очень чутко реагируют на чистоту воды. Природу не обманешь. Наконец, ведется постоянный мониторинг окружающей среды. Никаких отклонений от нормы нет. Так почему нужно отказываться от самого дешевого вида энергии? Если мы не построим АЭС, то лет через десять нам попросту придется сидеть в темноте, потому что не сможем платить за электричество. И тогда те, кто сегодня выступает против, будут укорять власти за мягкотелость. Наконец, только Висагинская АЭС позволит Литве обрести энергетическую независимость. Сейчас вся наша экономика зависит от поставок газа и нефтепродуктов из России.
Мэр выражает мнение своих избирателей. Даже сейчас, фактически прекратив свое существование, Игналинская АЭС остается градообразующим предприятием. Над ее закрытием работают 2300 человек.
– Скажите, что происходит сейчас с городом?
– Население Висагинаса уменьшилось с 29 тыс. до 23, – говорит Штраупайте. – К сожалению, многие специалисты уехали за пределы Литвы. Я считаю, что и решение о закрытии второго блока было сугубо политическим. Литва, закрыв АЭС, заплатила этим за вступление в Евросоюз. При этом людям заплатили компенсации, но не создали новые рабочие места, не дали возможности переучиться. Многие специалисты уехали, но семьи все еще живут в Висагинасе. Значит, есть шанс вернуть кадры, возродить в Литве атомную столицу.
«ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ – У НАС ПОД НОГАМИ»
– В Литве проект новой АЭС поддерживают правительство и город Висагинас, это все, – говорит мэр Игналины Бронис Ропе. – О какой независимости толкуют защитники проекта? Неужели в Литве или Латвии есть урановые рудники? То есть сырье все равно надо покупать. Строить такие объекты не умеем, поэтому надо приглашать японцев и покупать у них реактор. Так в чем независимость? Между тем источники энергии в буквальном смысле лежат у нас под ногами.
Игналина – не совсем обычный литовский город. Бронис Ропе – профессиональный энергетик. После того как из-за нехватки мазута город чуть не замерз, он вплотную занялся проблемой использования альтернативных источников энергии. И с 1989 года здесь отапливают дома щепой. А на небольших котельных в летнее время используют солнечные батареи. В итоге тарифы на тепло в Игналине вдвое ниже, чем в Вильнюсе, где используют природный газ.
– Мне непонятен смысл этого строительства, – рассуждает Ропе. – Литве столько электроэнергии в ближайшие двадцать лет не понадобится. Продавать другим вряд ли получится, потому что уже начато строительство АЭС в Белоруссии и Калининградской области. Немцы и скандинавы отказываются от атомных станций и начинают использовать местное сырье. Я был в Дании. Они смешивают отходы древесины с торфом, получается отличное топливо для котельных. Мы в Литве сейчас используем только 20% ежегодного прироста лесов. А торф вообще не трогаем, хотя его слой тоже постепенно увеличивается. На территории нашего района – 200 торфяников, добыча идет только на одном. Давайте просто посчитаем. Используя местное сырье, мы создаем рабочие места, и не 200, как на АЭС, а тысячи – раз. Поскольку только начинаем переходить на зеленую энергию, есть шанс внедрить самые современные технологии – это два. Сохраняем землю для будущих поколений – три, и это перекрывает все предыдущие доводы.
… Итоги референдума и выборов одних радуют, других огорчают. Но поставлена ли точка в проекте строительства новой АЭС, скоро узнаем.