Вот уже много лет я внимательно слежу за новостями о развитии портов под Санкт-Петербургом. Это результат одной встречи в Москве.
Даугавпилс в начале 90-х проводил выставку своей продукции в российской столице. Тогда еще было что предлагать. И на приеме в латвийском посольстве высокопоставленный российский чиновник в порыве откровенности сказал, развернув свежий номер газеты:
- Никто из вашей делегации не обратил внимания на крошечную заметку в несколько строк. А это приговор вашей независимости. Запомните мои слова. Пройдет пару десятков лет, и граждане Латвии будут стоять в очереди в нашем посольстве, чтобы получить разрешение на работу в России.
Естественно, я тут же стала читать заметку. В ней было сказано, что президент Борис Ельцин подписал указ о строительстве портов в Ленинградской области.
- Дальше все пойдет естественным путем, - удовлетворенно продолжал мой собеседник. – Люди, которые продвигают этот проект и вложат миллиарды в строительство, никогда не допустят, чтобы российские грузы шли через иностранные порты. Экономика будет формировать политику. Если понадобится, будут созданы новые партии, куплены средства массовой информации, организованы массовые акции. И все это сделает сам бизнес, защищая собственные интересы.
Теперь вы понимаете, почему я с интересом слежу за такой скучной темой, как распределение грузопотока через порты Балтии? Данные таковы. Не менее 70 процентов транзитного грузопотока, идущего через Латвию, составляют товары, поступающие из России или в Россию. Среди портов стран Балтии на долю Таллина приходится 27 процентов грузов, Клайпеды – 23 процента, Риги – 22 процента, Вентспилса – 18 процентов. Уже сейчас порты Северо-Запада России составляют им конкуренцию. Но именно порт в Лужском заливе может кардинально изменить ситуацию. По проекту, суммарный грузооборот в Усть -Луге должен быть в пять раз больше, чем в Вентспилсе.
И вот представился случай побывать в устье реки Луги, где уже действуют 7 терминалов. Два часа автобусом от Санкт-Петербурга – и лес распахивается, открывая панораму грандиозной стройки. Подъездные пути с вагонами, причалы, склады... Порт действует и продолжает быстро расширяться. Грузооборот за январь-сентябрь 2011-го года вырос на 87 процентов и составил 15,7 миллиона тонн, - сообщили в пресс-службе ОАО «Компания Усть-Луга». Планируется, что на полную мощность порт выйдет в 2018-м году. И тогда здесь будут переваливать 180 миллионов тонн различных грузов в год. Глубоководный подходный канал уже действует. Идет сооружение второго канала, по которому корабли будут выходить из порта.
Специалисты компании не стали скрывать, что проект осуществляется как альтернатива портам Латвии, Литвы и Эстонии.
- Порт в Усть Луге был задуман еще в советские время, Но в итоге решили, что надо вкладывать деньги в развитие таллинского порта. Работы по его реконструкции были закончены в 1985-м году. И через несколько лет этот порт мы потеряли. Все порты балтийских стран получили возможность диктовать свои условия тем, кто работает на экспорт. И сами производители решили строить новые терминалы.
Действительно, особенность проекта в том, что на каждый государственный рубль 7 рублей вкладывает частный капитал. К примеру, угольный терминал. Инвестор – компания «Кузбассразрезуголь». Металлургический терминал . Инвестор – «Объединенная металлургическая компания». Бросаются в глаза ряды новеньких автомобилей, готовых к перегрузке на трейлеры. Это уже импорт. Их в этом году их через этот порт перевезли в количестве 87 тысяч. Недавно приняли первую партию скота из Австралии.
Сейчас в рамках проекта создана собственная железнодорожная компания, которая обеспечивает развитие подъездных путей и быструю погрузку-выгрузку. Например, вагоны с углем в специальном бункере просто переворачивают парами, обеспечивая еще и полную охрану окружающей среды.
И тут пришло время ехидно спросить:
- А на какой срок замерзает Лужский залив?
Последовал ответ:
-В среднем, на 40 дней. Но уже этой зимой будет работать ледокол, который обеспечит проход судов.
Знаете, что меня окончательно убедило в том, что на этом недавно пустынном берегу будет прорублено очередное окно в Европу? Журналистам показали первое здание будущего города. Это белоснежная Спасо-Троицкая церковь, построенная в новгородских традициях. Сооружен храм на пожертвования бизнесменов, участвующих в развитии порта.
Уже сейчас безработицы в Кингисепском районе нет. Правда, многим пришлось переквалифицироваться в таможенников, докеров, крановщиков и так далее. Квалифицированного персонала не хватает. С удовольствием берут специалистов-портовиков, в том числе из балтийских стран. Кто едет? Естественно, русскоязычные, кому надоели языковые проверки и прочие милые особенности нашей жизни.
Но пока приезжим приходится снимать жилье в поселке и окрестных деревнях.
Кстати, некоторые здешние поселения отличаются от традиционных русских деревень. Живет здесь народ водь, относящийся к угро-финской группе. Знающих язык осталось всего несколько десятков человек. Старики не слишком рады тому, что последние особенности уклада жизни уходят: и рыбацким лодкам нет места, и грибные-ягодные места перепаханы дорогами. А молодые рады открывающимся перспективам.
А перспективы такие: через три года количество работников порта должно достигнуть 10 тысяч. В новом городе будут жить 35 тысяч человек. Практически неизбежно создание в свободной экономической зоне новых производств, что даст дополнительные рабочие места. В плане развития жилой зоны предусмотрены два заказника для отдыха и развития туризма, яхт-клуб и удобное сообщение с Санкт-Петербургом.
…На обратном пути журналисты оживленно обсуждали увиденное.
- В данный момент мощностей для перевалки грузов на Балтии не хватает, так что работа будет у всех портов, - оптимистично высказывались некоторые. В это хотелось верить. Но упорно всплывал в памяти тот разговор с московским политиком, который был уверен, что еще увидит жителей Латвии в роли гастарбайтеров.
На снимках: церковь в Усть-Луге; а так выглядит порт Усть-Луга.