Нам лгали: в Эстонии разоблачили главные постулаты зеленого перехода


«Зеленый переход ведет к угасанию экономики, обнищанию населения и безудержному расточительству», - заявляет бывший эстонский премьер-министр, министр экономики и член Европейской счетной палаты Юхан Партс.

Стоило новому президенту США начать разгром либеральных ценностей, как осмелели политики и в Европе. В Эстонии, где по образу и подобию своего кумира — Финляндии — многие годы так любили и так агрессивно утверждали климатическую повестку, вдруг заговорили, что это — сборище мифов.

 

Юхан Партс — экс-премьер Эстонии, возглавлявший некогда и Минэкономики, а также поработавший в структурах высшей европейской бюрократии (Европейская счетная палата) — решился рассказать согражданам, что на самом деле представляет собой зеленый переход. Мнение политика публикует портал ERR.

 

По мнению Партса, с климатической повесткой связано 6 прекраснодушных заблуждений.

 

Заблуждение номер один: зеленый переход сделает европейцев богатыми


Нет, заявляет Партс, все ровно наоборот. Нас заставляют инвестировать миллиарды евро в менее эффективные активы, но разбогатеет лишь тот, кому эти активы принадлежат. Тогда как все общество — проигрывает. «Например, вместо существующих электрических мощностей и сетей мы покупаем новые за миллиарды евро, но эти новые мощности в разы менее производительны». Смотрите сами: коэффициент EROI (эффективность производства энергии) ветровой и солнечной энергии составляет 3-5, ядерной энергии – от 60, твердого ископаемого топлива – 30. Между тем, для воспроизводства человеческой цивилизации EROI должен составлять не менее 10-15.

 

Заблуждение номер 2: еще чуток — и мы решим проблему хранения запасов электричества


Как известно, электричество потребляется в ту же секунду, как производится. Хранить его (как это делается с нефтью или газом) мы пока не научились. Да, разработаны кое-какие аккумуляторы, батареи, накопители. Но все это — на уровне «обеспечить потребность домохозяйства». Однако с точки зрения долгосрочного хранения (от одной недели до десяти недель пиковой нагрузки) электричества для крупного предприятия, не говоря уже о масштабах города, такое нереально.

 

Поэтому нам втюхивают идею о единой энергетической сети ЕС (такой не существует): мол, построим, и будем перекидывать излишки по всей Европе. Партс разоблачает и это: «В качестве альтернативы говорят о соединениях от самой южной точки Португалии до мыса Нордкап. Где-то ведь должно быть случайное электричество! Финляндия надеется в случае необходимости получать из Эстонии 1000 МВт, страны Балтии испытывают еще больший дефицит. Ни одна страна не может строить свою энергетическую безопасность на надежде на импорт энергии».

 

Заблуждение номер 3: случайное электричество дешевое и продолжит дешеветь


Под «случайным электричеством» Партс, судя по всему, имеет в виду излишки электричества. Хотя газовые, угольные и атомные станции могут работать в нужном режиме, солнечные панели и ветряки подаю электроэнергию в режиме рваном: то есть, то нет. В итоге бывает, что в какие-то часы электричества на бирже продается больше, чем необходимо, и тогда речь идет об «отрицательных ценах» на электричество.

 

Но это отнюдь не означает, что «случайное электричество» очень дешево, объясняет Партс. Все как раз наоборот! «Любой здравомыслящий человек понимает, что все эти миллиарды евро на хранение, резервные мощности, частотные мощности, соединения и реконструкцию сетей должны быть учтены в стоимости случайного электричества. Как показывает реальная практика в Дании, Великобритании, Германии, Ирландии, Австралии и других странах, чем больше случайного электричества, тем выше его стоимость».

 

Заблуждение номер 4: зеленый переход приведет к появлению тысяч особо оплачиваемых рабочих мест


«На самом деле мы переводим людей в отрасли, которые значительно менее производительны, чем существующие. В то же время экономические аналитики жалуются, что главной проблемой является снижение производительности. Производительность в Эстонии падает по сравнению с остальной Европой, а производительность в Европе падает по сравнению с США (см. доклад Марио Драги). То есть мы отправляем людей обратно на поля или на сортировку мусора, вместо того чтобы потратить эти миллиарды евро на развитие реальных высокопроизводительных секторов», - говорит Партс.

 

Заблуждение номер 5: ресурсы для зеленой энергетики неограниченны, и они особенно материалосберегающие


Партс на это отвечает сухими, но весьма красноречивыми цифрами: «Общие материальные затраты на производство 1 ТВтч электроэнергии: уголь – 1200 тонн; газ – 600 тонн; атомная энергия – 900 тонн; гидроэнергия – 14 000 тонн; солнце – 16 000 тонн; ветер – 10 300 тонн».

 

Заблуждение номер 6: всемогущая промышленная политика

 

«Было сформировано представление, что эстонское государство и Европейский союз лучше знают, сколько нужно производить, что нужно потребителям и сколько нужно выдать субсидий и государственной помощи, что и когда запрещать, будь то бойлеры, электромобили или ветряные мельницы, то есть технология, которую использовали в Средние века. И, конечно, правительственные заказы ученым, которые в большинстве случаев проваливаются.

 

Как вообще можно было додуматься до того, чтобы прописанные в законе цели на 20 или 30 лет заставили свободных людей жить хуже и глупее вести хозяйственную деятельность?» - задается вопросами Партс.

 

И делает глобальный вывод: «Мы должны осознать, к чему все это неизбежно приведет. Это приведет к угасанию экономики, обнищанию населения и безудержному расточительству. И где во всех этих дебрях может найтись место для настоящей экономической свободы, поощрения предпринимательства, минимизации государственных решений и подлинных инноваций?».

 

От себя напомним, что зеленый переход — плод коллективного ума Еврокомиссии — детально расписан в двух программных документах: «Зеленый пакт» и «Водородная стратегия ЕС». Глава ЕК фон дер Ляйен с комиссарами истово следит за их исполнением. Однако несмотря на безумные требуемые затраты, нереалистичность и даже антинаучность обоих документов, критиковать зеленый переход в ЕС до сих пор никто из крупных политиков не осмеливался.