Недавние повреждения телекоммуникационных кабелей в Балтийском море будет расследовать объединенная следственная группа от трех государств, действия которой будет координировать Евроюст. Сейчас приоритетная версия ЧП – диверсия.
Как мы уже сообщали, полторы недели назад в Балтийском море были повреждены стратегически важные оптоволоконные телекоммуникационные кабели между Литвой и Швецией, а спустя день – между Германией и Финляндией, что привело к нарушению связи.
Версия о повреждениях от естественных причин практически сразу была исключена. Как заявили официальные власти, кабели были оборваны якорем или донным тралом.
Под подозрение попал 225-метровый китайский сухогруз Yi Peng 3, который в настоящий момент стоит на якоре в международных водах в проливе Каттегат в экономической зоне Дании под наблюдением датских ВМС, а также специально прибывших судов береговой охраны Швеции, Германии и Финляндии. Но Стокгольм требует, чтобы судно вернулось в его территориальные воды, поскольку обрывы кабелей произошли в исключительной экономической зоне Швеции.
Несколько стран установили по дипломатическим каналам контакты с Пекином с целью получить разрешение на проверку Yi Peng 3 и допрос его экипажа. Имеются подозрения, что сухогруз намеренно тащил якорь 111 морских миль (205 км) по дну Балтийского моря, чтобы перерезать кабели. Об этом, как пишет The Wall Street Journal, красноречиво свидетельствуют осмотр корпуса сухогруза и якоря, на которых обнаружены повреждения, характерные для зацепа и обрыва тросов. Вероятность случайного зацепа якоря представляется специалистам минимальной с учетом мягких погодных условий и высоты волн во время инцидента.
Есть и еще один момент. По невыясненным причинам танкер не только сбросил якорь в шведских водах, но и зачем-то выключил транспондер, который передавал информацию о его перемещениях. А это весьма подозрительно. Западные СМИ также акцентируют внимание на том, что китайский сухогруз с грузом удобрений прибыл в район обрыва кабелей после того, как вышел из российского порта Усть-Луга в Ленинградской области, явно намекая, что без России здесь не обошлось.
На российский след намекнул и министр обороны Германии Борис Писториус, заявивший, что никто не верит в случайное повреждение кабелей, и что лично он считает произошедшее диверсией. С его точкой зрения полностью согласны министры иностранных дел Франции, Германии, Италии, Польши и Великобритании, в совместном заявлении которых говорится, что «эскалация гибридной деятельности Москвы против стран НАТО и Евросоюза беспрецедентна по своему разнообразию и масштабу, создавая значительные риски для безопасности».
Установить истину и выявить виновников инцидента призвана объединенная следственная группа из трех стран: Литвы, Финляндии и Швеции, деятельность которой будет обеспечивать и координировать Евроюст. Соглашение о ее формировании уже подписано. Правда, сколько это займет времени – пока неясно.
Что касается Москвы, то она все подозрения о причастности России к обрыву кабелей назвала «абсурдными, ничем не подкрепленными обвинениями», упомянув, что в 2022 году западные чиновники называли РФ предполагаемым организатором подрыва газопровода «Северный поток-2».