Съешь баклана — спаси рыболовство Эстонии1
На эстонском острове Хийумаа много бакланов. Поэтому шеф-повар местного ресторана приноровился их жарить, парить и измельчать на паштет. Бакланы уничтожают рыбу, так что, поедая их, можно внести вклад в сохранение рыболовной отрасли.
На днях эстонцы увидели на телеэкранах необычное кулинарное шоу: шеф-повар ресторана Iiumeki, находящегося на втором по величине эстонском острове Хийумаа, предъявил для дегустации целый ряд блюд из бакланов.
Эстонцы сильно удивились. Есть бакланов — это звучит так же странно, как предложение отведать ворон. На бакланов в Эстонии, где большую роль играет рыболовство, всегда смотрели исключительно как на вредителей. Эта птица чрезмерно быстро размножается в Рижском и Финском заливах, угрожая рыбным запасам, окружающей среде и успешному нересту, особенно лососевых и европейской корюшки.
Также экскременты бакланов обладают сильным разъедающим действием, из-за чего страдает как растительность, так и другие птицы и мелкие животные, чьи места обитания быстро разрушаются. Печальным примером можно считать полуостров Нида в Литве, лес которого из-за бакланов сегодня уничтожен и превращен в серое и безжизненное место.
Понятно, что Департамент окружающей среды Эстонии ломает голову — как ограничить численность бакланов. На опыт берется опыт соседей из Скандинавии, хотя он выглядит странно и исполнятся непросто. Надо подобраться к гнездам и смазать яйца маслом. Тогда птенцы не могут вылупиться, и колония не увеличивается.
По оценке Департамента окружающей среды, в этом году в Эстонии гнездится более 33 000 пар бакланов. Под угрозой как природа, так и продовольственная безопасность страны. Поэтому кроме смазывания яиц, птиц также пытаются отпугивать с помощью громких звуков от мест, гдле нерестится рыба.
И вот теперь к этим двум проверенным способам предлагается новый: бакланов можно просто съесть. Съели же когда-то люди на Маврикии птицу додо — подчистую. Теперь ее можно увидеть только на гербе страны. Если эстонцы проявят понимание и хороший аппетит, баклана может ждать та же судьба.
В телестудии передачи шеф-повар Михкель Хейнметс предложил на пробу ведущему вяленое мясо баклана, паштет из печени и сердца баклана, тушеное мясо и филе баклана.
По словам Хейнметса, мясо бакланов очень вкусное, но обладает специфическим запахом и имеет насыщенный красный цвет. «В принципе, как и любое другое мясо, ничего особенного. На приготовление уходит чуть больше времени, если тушить, но филе готовится примерно так же быстро, как утка», – пояснил он.
Ведущий перепробовал все и особенно пришел в восторг от паштета. Теперь Хейнметс надеется, что гурманы поедут к нему в ресторан на Хийумаа, чтобы узнать вкус баклана тоже. А за ними, глядишь, потянутся и все остальные. Надо только уладить проблемы с продовольственным надзором, поскольку баклана, как и любую дичь, нельзя просто так отстрелить и приволочь на ресторанную кухню. Нужен официальный лицензированный поставщик — бойня, имеющая специальное разрешение на работу с определенным животным или птицей.
Заметим, что Латвии также стоило бы присмотреться к этому полезному опыту. Бакланы — такая же серьезная наша проблема, угрожающая и рыбе, и растительности. Например, на островах Большого Балтэзерса из-за их едких экскрементов едва не погибли широколиственные леса — ценный древостой. Бакланов там приходится периодически отстреливать. Согласитесь, что съесть наглую птицу, угрожающую нашим заповедникам, было бы достойным ей ответом.
Ну, а тем, кто морщит нос при упоминании о бакланятине, напомним про «Клуб гурманов», который был создан еще века назад при английском Кембридже, и куда входил сам Чарльз Дарвин. Раз в неделю эти люди собирались, чтобы продегустировать новое животное на вкус. Именно там Дарвин отведал жаркое из ястреба и рагу из выпи. И единственное, что заставило его содрогнуться — блюдо из старой совы, имевшее чрезвычайно противный вкус.
Еще больше обогатил Дарвин свой гурманский опыт в ходе знаменитого путешествия на корабле «Бигль», во время которого он съел пуму, броненосца, птицу нанду (обглоданные кости которой он отослал в лондонское Зоологическое общество и та посмертно получила название Дарвинов Нанду), 48 галапагосских черепах и, наконец, агути (южноамериканский грызун, похожий на крысу), чье мясо он признал самым вкусным из всего того, что пробовал.
В общем, как говорится, Дарвин ел — и нам велел.