Север есть север, а юг – это юг: Пхеньян отказался от идеи объединений Корей


Северная Корея сообщила о внесении изменений в Конституцию страны, в которой Южная Корея будет отныне определяться как «враждебное государство». Тем самым Пхеньян официально отказался от идеи объединения с Сеулом.

Разделение Кореи на северную (Корейская Народно-Демократическая Республика) и южную (Республика Корея) произошло в 1945 году после поражения Японии. Вместе воевавшие против Страны Восходящего солнца СССР и США подписали соглашение о совместном управлении страной, договорившись разделить полуостров вдоль 38-й параллели на две примерно равные зоны оккупации. Именно в них в 1948 году и были провозглашены отдельные государства. Одно — капиталистическое, ориентированное на Штаты и Запад, а второе, социалистическое – на Советский Союз и страны соцблока.

 

При этом и отец-основатель Северной Кореи – Ким Ир Сен, и глава Южной – Ли Сынман считали разделение страны недоразумением, надеясь когда-то объединить полуостров под своим руководством. Но даже кровавая трехлетняя Корейская война (1950–1953 годов) мало что изменила. Новая военно-демаркационная линия, проведенная по линии фронта на июль 1953-го, не сильно отличалась от старой 38-й параллели.

 

Тем не менее, план по объединению Корей никуда не делся. В 1972 году по инициативе Ким Ир Сена стороны согласились подписать совместную декларацию Севера и Юга (фактически пакт о ненападении), где содержалась концепция «мирного объединения» и отмечалось, что отношения между КНДР и Республикой Корея не обычные межгосударственные, а временно сложившиеся в ходе продвижения к воссоединению нации и страны.

 

Соглашение предусматривало экономическое сотрудничество, товарообмен, восстановление железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного сообщения, воссоединение семей, разлученных войной и прочая. И несмотря на время от времени возникающие разногласия, предполагалось, что пусть не сейчас, но в какой-то момент обе Кореи договорятся о том, чтобы стать, наконец, единой страной.

 

Однако вчера стало ясно, что этого не произойдет. Идею воссоединения похоронили и, похоже, навсегда. Выступая на пленуме ЦК партии, Генсекретарь Ким Чен Ын призвал исключить из национальной истории сами концепции «объединения», «примирения» и «единой нации», а также приказал снести Арку трех принципов объединения Родины – 30-метровый монумент, возвышающийся на юге Пхеньяна. А в минувший вторник (15 октября) Пхеньян демонстративно взорвал сразу несколько участков железных и автомобильных дорог, ведущих на Юг, нарушив соглашение от 2018 года, предусматривавшее объединение транспортных артерий Севера и Юга в одну систему.

 

Одним этим делом не ограничилось. В СМИ КНДР было опубликовано официальное заявление: в соответствии с изменениями в конституции Южная Корея отныне будет определяться как «враждебное государство» со всеми отюда вытекающими. Так что на идее объединения можно ставить крест.

 

Многие эксперты связывают обострение отношений между двумя Кореями с недавним инцидентом с южнокорейскими дронами, которые, нарушив границу Северной Кореи, сбросили над Пхеньяном пропагандистские листовки. Но, думается, это поверхностное мнение. Взятый КНДР курс на обострение объясняется более глубинными причинами и сложными геополитическими раскладами.

 

Можно предположить, что Северная Корея всерьез рассчитывает на послабления (а, возможно, и на отмену международных санкций) в случае возвращения Трампа в Белый дом. И чтобы привлечь к себе внимание, ей требуется срочно создать эскалацию напряжения. Для этого годятся как официальный отказ от концепции объединения, внесенный в конституцию (мол, все серьезно и по-взрослому), так и угрозы в адрес Сеула, подкрепленные взрывами дорог и мостов на границе, — эдакий намек на возможность дестабилизации обстановки во всем азиатском регионе, исторически важном для США.

 

Делать такой ход конем – самое время. Госдепартамент США крайне обеспокоен появившейся информацией о возможных поставках российского оружия в КНДР, а также подписанным между Путиным и Ким Чен Ыном договором о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. В том числе, и военном.

 

В документе недвусмысленно говорится следующее: «В случае, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава ООН и согласно законодательству Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики».

 

Для КНДР это означает, что в случае военного противостояния с Южной Кореей или США она может рассчитывать на помощь РФ. Для России это означает помощь Северной Кореи, которая имеет в своем арсенале ядерные боеголовки и средства их доставки, позволяющие дотянуться не только до Японии, где размещаются военно-морские базы США, но и до самих США. Последнее подтвердил пару лет назад министр обороны Японии Ясукадзу Хамада, заявивший, что новая межконтинентальная баллистическая ракета Северной Кореи с радиусом действия до 15 тысяч километров может бить по территории Америки.

 

Ну, и не забываем, что сам Ким Чен Ын, известный своей «отмороженностью», не раз заявлял о готовности КНДР в случае необходимости вступить в военный конфликт с Соединёнными Штатами.

 

Так что Вашингтон вполне может задуматься о том, чтобы сменить тактику и попробовать начать с Пхеньяном переговоры чтобы найти какие-то точки соприкосновения. Подтолкнуть его к этому могут и слухи о том, что Северная Корея снабжает РФ ракетами и снарядами, а также планирует до 1 ноября направить на Украину от 10 до 12 тысяч своих военных для поддержки России. Об этом дружно заявили, ссылаясь на данные разведки, президент Зеленский и министр обороны Южной Кореи Ким Ён Хён.

 

Включение Северной Кореи в конфликт на стороне РФ (или даже просто слухи о такой возможности) — для Пхеньяна весьма весомый козырь в рукаве, чтобы быть услышанными в США. Тем более что с вооруженными силами у КНДР все в порядке: регулярная армия насчитывает около 1 млн солдат, а в резерве еще находятся около 4 млн человек.