Дождь особого назначения: в Китае льет, как из ведра, но не с неба


«Была теплая южная ночь, и пели цикады», - пишут обычно авторы, желая подчеркнуть романтичность обстановки. Увы, в реальности цикады и романтика — вещи несовместные. Они так обильно мочатся с веток, что людям приходится ходить под зонтиками.

Цикады — единственные насекомые, которые мочатся, как люди: струей. Так справляют малую нужду все крупные млекопитающие, но ведь цикада — это насекомое из отряда полужестокрылых, и все ее собратья по классу выделяют продукты жизнедеятельности в виде крохотных капель.

 

Дело в том, что струя — это слишком расточительно. Мало того, что на нее уходит много воды, так ещё и давление на выходе должно быть очень высоким.

 

Почему же цикады позволяют себе такую роскошь, недозволительную даже для многих мелких млекопитающих? Причина — в их питании. Цикады питаются ксилемным соком растений. Ксилема (она же — древесина) — это ткань сосудистых растений, которая обеспечивает восходящий транспорт воды и минеральных веществ от корня наверх.

 

В ксилемном соке много минералов, но практически нет белков, жиров и углеводов. Чтобы наесться, цикада пьет этот сок непрерывно — и непрерывно мочится: за день она исторгает из себя мочи в в 300 раз больше собственного веса.

 

Примерьте это на себя — и поймете, что даже самый крепкий орган это не вынесет. У цикады тоже не вынес бы, если бы эволюция не придумала для нее необычное инженерное решение. В задней части насекомого находится сложная система связок. Они работают по принципу катапульты: напрягаются — и производят залп с невероятной силой, равной 40 g.

 

Вы понимаете, что такое 40 g? Для человека перегрузка в 12 g, например, смертельна. А цикада под таким давлением мочится.

 

Тут, конечно, возникает вопрос — а зачем цикадам так мощно обозначать себя? Почему бы не писать тихонько под себя, пусть даже и непрерывно?

 

Ответ прост. Цикада все время сидит на одном месте (ползать туда-сюда между растениями ей энергетически невыгодно, она и так еле себя прокармливает). Между тем, ее отходы жизнедеятельности приносят огромный вред растению. В моче цикады содержится опасная бактерия (ксилелла фастидиоза), заставляющая каждое растение болеть по-своему. Это видно даже по названиям болячек: карликовость люцерны, болезнь фальшивого персика, болезнь Пирса винограда, синдром быстрого увядания олив, пестрый хлороз цитрусовых…

 

Но если растение заболевает, то как его жрать? Есть и вторая причина мощности цикадовой струи: насекомое, которое круглосуточно торчит на одном месте — это готовое блюдо для хищников. Чтобы они цикаду не унюхали, она и выполняет свято древнюю мудрость «не гадь, где живешь», отстреливая мочу как можно дальше.

 

В общем, все у цикады хорошо. А вот у живущих в ареале ее обитания людей — плохо. Думаете, почему в Китае изобрели зонтики раньше, чем до них додумались в других частях света? Да вот по этой самой причине. Они не только уберегали нежную кожу царственных особ от солнца, но и защищали простых китайцев от цикадовой мочи, которая вот уже сколько веков исторгается на них сверху исправней, чем дождь.

 

Посмотрите на это видео — и убедитесь сами.