Украинские журналисты в тревоге: свобода прессы в опасности

Украинские журналисты в тревоге: свобода прессы в опасности

На Украине наблюдается снижение уровня свободы прессы, местные СМИ сталкиваются с различными формами давления со стороны властей. Об этом говорит опрос украинских журналистов, проведенный Kyiv Independent, пишет LSM.

Украинские журналисты и наблюдатели за СМИ продолжают выражать обеспокоенность по поводу ущемления свободы прессы, в то время как армия их страны уже более двух лет ведет боевые действия в условиях полномасштабного вторжения России, чтобы защитить будущее демократии, пишет издание Kyiv Independent, выходящее на английском языке.

 

По словам украинских редакторов и наблюдателей за свободой прессы, местные СМИ по-прежнему сталкиваются с различными формами давления со стороны властей.

 

Так, в конце мая «Украинская правда», крупное независимое украинское СМИ, опубликовало расследование, в котором говорилось, что Алексей Мацука, до недавнего времени возглавлявший государственное информационное агентство «Укринформ», раздавал своим журналистам список запрещенных собеседников. В нем были «нежелательные» оппозиционные политики, активисты гражданского общества и другие потенциальные критики власти, например, «жители региона, у которых долгое время не было водоснабжения».

 

Украинские специалисты в области СМИ сравнили этот инцидент с масштабной кампанией цензуры при бывшем президенте Викторе Януковиче.

 

Некоторые сотрудники «Укринформа» восстали против такого вмешательства в их свободу и обратились за поддержкой к органам, контролирующим деятельность СМИ, и западным посольствам. Тем временем Мацуку заменили на бывшего военного пресс-секретаря Сергея Череватого. Этот выбор вызвал обеспокоенность украинских и международных медиа: если военный человек возглавляет национальное информационное агентство, это чревато конфликтом интересов.

 

Между тем, тот самый журналист «Укринформа», что обнародовал список «нежелательных собеседников», получил повестку о призыве на военную службу. Он сказал, что не знает, совпадение это или возмездие за его разоблачение.

 

Другие примеры нарушения свободы слова связаны с «Телемарафоном» (он же - «Единые Новости»). Эта телепрограмма была создана после вторжения России в феврале 2022 года: крупнейшие телеканалы Украины объединились и стали освещать новости по очереди. Однако, по сути, произошла монополизация новостей и подавление инакомыслия, за что «Телемарафон» был раскритикован Госдепом США, заявившим, что он «обеспечил беспрецедентный уровень контроля над телевизионными новостями в прайм-тайм».

 

Телекомпания «Суспільне» осмелилась нарушить запрет и пригласить в эфир оппозиционных политиков, за что и поплатилась. Депутаты от партии Зеленского начали ее дискредитировать, также ее отстранили от «Телемарафона». Поэтому «Суспільне» объявила о запуске собственного новостного вещания.

 

Как все это повлияло на зрителей? Последние опросы показывают, что большинство украинцев не доверяют «Телемарафону».

 

Одним из способов монополизации новостей для «Телемарафона» стал эксклюзивный доступ к высокопоставленным чиновникам. Зная, что в «Телемарафоне» им не зададут неудобных вопросов, чиновники охотно соглашаются там участвовать, при этом отказывая в интервью всем независимым СМИ.

 

Как рассказывает главный редактор «Лига.нет» Юлия Банкова, ее издание, одно из самых читаемых интернет-изданий в Украине, пытается получить интервью у высокопоставленных украинских чиновников с момента начала полномасштабного вторжения в феврале 2022 года. Но их просьбы постоянно отклоняются. Банкова риторически спрашивает, как в таких условиях работать, ведь «мы не можем дать читателям ответы на их вопросы».

 

Также журналистов Украины очень волнует дискредитация и нападения на независимых репортеров, которые начались осенью прошлого года. Лишь после того, как эти инциденты стали достоянием общественности и привлекли внимание западных партнеров Киева, количество подобных случаев сократилось.

 

С тех пор Украина поднялась на 18 позиций в рейтинге свободы слова организации «Репортеры без границ» (RSF). Однако сама RSF в комментарии для Kyiv Independent, признав частичное улучшение ситуации, отметила, что большинство уголовных дел по таким нарушениям, возбужденных в этом году, «остались без движения».

 

Речь, например, о деле, когда журналист-расследователь издания «Слiдство.Инфо» Евгений Шульгат получил повестку о призыве в армию из СБУ, что, по-видимому, было сделано в отместку за расследование, которым он в то время занимался. Опубликованное вскоре его журналистское расследование показало, что жена начальника управления кибербезопасности СБУ Ильи Витюка после того, как Витюк занял руководящую должность, заработала большие деньги и купила дорогую квартиру в Киеве.

 

Когда стало известно, что сотрудник СБУ направил журналисту повестку в армию, прокуратура возбудила уголовное дело. Однако с тех пор по нему никто не допрошен. Также нет прогресса в расследовании самого скандального нападения на свободу прессы за последние месяцы: деле о незаконной слежке за журналистами Bihus.Info, популярного издания, расследующего взяточничество в высших эшелонах власти. В январе выяснилось, что сотрудники СБУ следили за командой Bihus.Info, в том числе снимая журналистов в гостиничных номерах. Это вызвало общественный резонанс и даже личное осуждение со стороны Зеленского. Однако до сих пор неясно, кто инициировал слежку.

 

Высокопоставленный чиновник, пожелавший остаться анонимным, сообщил Kyiv Independent, что есть «обоснованные подозрения», что Олег Татаров, заместитель главы Офиса президента, который был объектом многочисленных расследований Bihus.Info, может быть причастен к попытке дискредитации издания. Источник добавил, что департамент СБУ, ответственный за слежку, в то время находился «под влиянием» Татарова. Широко распространено мнение, что Татаров является куратором правоохранительных органов в Офисе президента.

 

Однако в Офисе президента это отрицают.

 

 

«Нет цели наказать этих людей (которые нападают на журналистов), нет задачи защитить журналистов. Нет ни политической воли для этого, ни понимания, может быть, даже обществом, важности работы журналистов во время войны», — разочарованно заявила Мусаева, главный редактор «Украинской правды».

 

Тем не менее, она подчеркнула, что продолжающееся давление на СМИ доказывает, что «в Украине все еще существует независимая журналистика и что даже в условиях полномасштабной войны журналисты могут критиковать правительство и добиваться каких-то изменений».