В Швейцарии народ на референдум отклонил повышение пенсионного возраста и назначил себе 13-ю пенсию.
Швейцарию по праву можно считать самой демократической страной Европы. Там привыкли все серьезные вопросы решать путем референдума. За последние 170 лет швейцарцы провели их около 600, это получается по 3-4 референдума в год. Всенародное голосование — штука недешевая, но швейцарцы считают эти траты оправданными. Ведь главное, что важные решение действительно принимает народ.
Что выносится в повестку дня? В обязательном порядке — любые поправки в федеральную конституцию и все важные международные акты, если речь идет о вступлении в какие-то организации или союзы.
Например, когда Латвия вступала в ЕС, мнение латвийцев никто не спрашивал, хотя евроскептиков в стране хватало. А вот в Швейцарии такое невозможно. В свое время швейцарцы голосовали и по вопросу о вхождении в Европейское экономическое пространство (высказались против — и не вступили), и о присоединении к Шенгенскому соглашению (его одобрили).
Есть в Швейцарии и необязательные референдумы — на них может быть вынесен любой закон, в том числе уже принятый парламентом, если кто-то остался им недоволен. Для этого необходимо за отведенный срок собрать не менее 50 000 подписей граждан (не так много при общем количестве населения в 8,7 миллионов человек). Возможность таких референдумов дамокловым мечом висит над депутатами, заставляя их принимать только продуманные и реалистичные законы во благо людей.
А вот еще нам на зависть — на референдум может быть вынесена народная законодательная инициатива. В Латвии тоже есть практика народных инициатив: если их подписывают 10 тысяч человек, то потом они отправляются в парламент. Но в конечном итоге большинство этих идей тонут в высоких кабинетах, и народ даже не в курсе — почему.
В Швейцарии же все иначе. Там предложение из народа, если оно собрало 100 тысяч подписей за отведенный срок, регистрируется в Федеральной канцелярии и выносится на референдум. Если население проголосует против, закон аннулируется.
Кроме федеральных референдумов, в кантонах проходят и местные. Такая система отлично отбивает у депутатов и чиновников всех уровней ощущение небожителей, которые попали на Олимп и теперь могут оттуда, сидя на хороших зарплатах, принимать решения не в интересах народа.
Понятно, что столь важный вопрос, как пенсия, швейцарцы тоже не отдают на откуп правительству, а ищут решения сообща. Например, когда два года назад, в 2022-м, в Швейцарии был поднят пенсионный возраст для женщин (с 64 до 65 лет), чтобы приравнять его к пенсионному возрасту для мужчин, это как раз сделали общим голосованием.
Ранее, кстати, этот вопрос выносился на референдум дважды (в 2004 и в 2017 годах), но швейцарцы его упорно отвергали. И только в 2022-м, признав, что продолжительность жизни увеличилась, количество пенсионеров выросло, а рождаемость не поспевает, швейцарцы решились на пенсионную реформу.
Теперь же — в первом референдуме в этом году — швейцарцы вынесли на всенародное голосование два вопроса: о введении 13-й пенсии и о повышении пенсионного возраста с 65 до 66 лет.
А вот законопроект о повышении пенсионного возраста с 65 до 66 лет швейцарцы прокатили.
Заметим, что упрекать швейцарцев в несознательности не стоит. Они периодически принимают невыгодные для себя решения, если у правительства получается растолковать народу на пальцах, почему иначе поступить невозможно. Так, несколько лет швейцарцы согласились отказаться от ежегодной дополнительной недели отпуска.
Также они голосовали против введения ежемесячного базового дохода (довольно высокого, кстати), позволяющего сидеть на пособии не работая. Но швейцарцы сказали соблазнительному предложению — нет.
Однако на этот раз народ не счел доводы правительство обоснованными и оставил себе возраст выхода на пенсию в 65 лет. Результат референдума был назван «исторической победой пенсионеров» швейцарской ассоциацией Avivo, которая защищает их права. Хотя на самом деле это — победа подлинной демократии. В Швейцарии глас народа слышат — на зависть всему ЕС.