Обратите внимание: материал опубликован более чем один год назад

Мрамор раздора: британский премьер отменил встречу с греческим

Мрамор раздора: британский премьер отменил встречу с греческим

Премьер-министр Великобритании Риши Сунак скандально и резко отменил уже назначенную встречу с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом.

Сунака разозлило, что грек призвал вернуть Афинам мраморные сокровища Парфенона, хранящиеся в Британском музее (на фото - ред.), - сообщает The Guardian.

 

Фрагменты самого известного древнегреческого храма Парфенона составляют в Британском музее целый зал. Правда, называются они там странно — мраморы Элгина. При том что все находящиеся в нем скульптуры созданы великим древнегреческим скульптором Фидием.

 

А кто такой Элгин? Ловкий британский дипломат начала 19-го века. В 1801 году Греция была частью Османской империи. И лорд Элгин, будучи британским послом в Стамбуле, воспользовался тем, что туркам античные древности были глубоко безразличны (это не их история!), и договорился, что купит скульптуры Фидия, украшающие Парфенон.

 

Между тем, скульптуры не стояли на отдельных постаментах, а являлись частью храма — это были барельефы на стенах Парфенона. Пятый век до нашей эры!

 

Да и ладно! Лорд Элгин велел их выломать, перевезти на корабле в Британию и смонтировать заново. Чтобы вы представили, сколько было вывезено — половина 160-метрового фриза, украшавшего Парфенон.

 

 

С тех пор в Лондоне уже третий век горделиво стоит зал, заполненный фрагментами древнегреческого храма. А в самой Греции, в музее Акрополя в Афинах, сиротливо стоит пустой зал — он демонстративно оставлен для барельефов Парфенона, которые Греция надеется когда-либо вернуть.

 

Однако стоит грекам завести об этом разговор, как британские власти приходят в дикое раздражение. Они настолько страшатся лишиться древнегреческих сокровищ, что приняли специальный закон, который запрещает Британскому музею отдавать свои экспонаты.

 

И вот сейчас, когда глава греческого правительства Кириакос Мицотакис находился с рабочим визитом в Лондоне, он в интервью Би-Би-Си сообщил, что непременно заведет разговор на эту тему, когда будет встречаться с Риши Сунаком. «Речь идет не о возвращении артефактов, право собственности на которые мы ставим под сомнение. Мы считаем, что эти скульптуры принадлежат Греции и что они, по сути, были украдены... Это если бы я сказал вам, что вы разрежете Мону Лизу пополам и половина ее будет в Лувре, а половина – в Британском музее», – заявил он.

 

На что рассчитывал Мицотакис? Наверное, на то, что Сунак поймет его как этнический индиец. Ведь должен помнить, сколько сокровищ и произведений искусства вывезла Британия с его исторической родины — не выкупая, а просто нагло ограбив богатейшую страну. И теперь сокровища Индии не только экспонируются в британских музеях, но и красуются в короне, которые надевают британские короли.

 

Однако греческий премьер просчитался. Как нередко случается, Сунак — при всем своем пенджабском происхождении и индуистском вероисповедании — в ходе политической карьеры стал куда большим британцем, чем самые чистокровные британские аристократы. И теперь нразывает сокровища Парфенона «огромным достоянием Британии», отказываясь даже слышать об их возвращении.

 

Узнав, что Мицотакис собирается поднять эту тему в ходе встречи на Даунинг-стрит, Сунак просто отменил ее. Всего за считанные часы до начала. Пресс-секретарь греческого правительства Павлос Маринакис в интервью телеканалу Skai TV назвал этот шаг «беспрецедентным» и расценил его как «неуважение не только к греческому премьер-министру, но и к греческому народу».

 

Пытаясь загладить поступок шефа, встретиться с премьер-министром Греции предложил британский вице-премьер Оливер Даунден. Но, по словам греческой стороны, Кириакос Мицотакис отказался и свернул визит в Британию.