Обратите внимание: материал опубликован более чем один год назад

Дело о золотом унитазе: в Англии начинается суд над ворами из дворца1

Дело о золотом унитазе: в Англии начинается суд над ворами из дворца

28 ноября в Оксфорде перед судом предстанут четверо негодяев, которые лишили публику огромного удовольствия — писать в золотой унитаз. Арт-объект из 18-каратного золота весом около 100 кг и стоимостью почти в 6 млн долларов воры умыкнули из Бленхеймского дворца – родовой резиденции герцогов Мальборо.

Маурицио Каттелан, сын уборщицы и водителя грузовика, сам долгое время работавший то садовником, то поваром, то донором спермы, художественного образования не имеет. Но это не мешало ему пытаться то тушкой, то чучелком пролезть в современное искусство. В буквальном смысле — Каттелан выставлял в галереях дохлую лошадь, подвешенную на веревке (экспонат назывался «Баллада о Троцком»), скелеты осла, собаки, кота и петуха (видимо, намек на «Бременских музыкантов»), двух мертвых мышей, лежащих на шезлонгах под пляжным зонтиком.

 

Но успех был скромненький. В современном искусстве таких авторов — воз и маленькая тележка.

 

 

Бога за бороду Кателлан ухватил, когда понял, что публике надо показывать больше ада. И в 1999 году выставил скульптуру, изображавшую упавшего на землю Папу римского, прибитого здоровым метеоритом. Работу сразу купили за 800 тысяч долларов. Дело пошло, как по маслу: скульптуру молящегося на коленях мальчика с головой взрослого Адольфа Гитлера купили уже за 17 миллионов долларов. В итоге Катталан раскрутился так, что смог на выставках просто лепить к стенке скотчем обычные бананы — и они улетали со свистом за сотни тысяч долларов.

 

Но вернемся к золотому унитазу. Его Каттелан изготовил в 2016 году — и объект сразу был выставлен в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке под названием «Америка». По задумке автора, унитаз подключили к канализации, чтобы каждый посетитель имел возможность воспользоваться им по назначению. Надо было только заранее записаться — и ты получал в свое распоряжение три минуты наедине с 6-миллионной сантехникой. Публика просто ломилась на это действо: в золотой унитаз успели пописать 100 тысяч посетителей.

 

Затем его перевезли в Англию, в Бленхеймский дворец – родовую резиденцию герцогов Мальборо, где он стоял прямо напротив комнаты, в которой некогда родился Уинстон Черчилль. Перед установкой туалета сводный брат герцога Эдвард Спенсер-Черчилль, основатель Фонда искусства Бленхейма, заметил, что украсть унитаз невозможно. В интервью Times он сказал: «Во-первых, он подключен к канализации, а во-вторых, потенциальный вор не будет иметь понятия о том, кто последний раз пользовался туалетом и что он ел. Так что нет, я не собираюсь его охранять».

 

Брат герцога и сам герцог просчитался. 14 сентября 2019 года воры грубо выдрали драгоценную сантехнику из стенки, устроив во дворце затопление, и смылись. Предполагалось, что они уехали со своей добычей на двух автомобилях.

 

После похищения унитаза исполнительный директор Бленхеймского дворца Доминик Хэйр выразил надежду, что бессмысленный, по его словам, акт кражи увековечит произведение. Он добавил, что это глубокая ирония судьбы, когда произведение, изображающее «американскую мечту» и элитный объект, доступный всем, «молниеносно похищается и скрывается от посторонних глаз».

 

Как отреагировал на это Каттелан? А он сообщил, что унитаз был одним из трех выпущенных вариантов. Да, этот предусмотрительный автор всегда выпускает свои произведения в трех-четырех экземплярах, увеличивая прибыль.

 

 

Похитителей нашли лишь через 4 года, что пошло унитазу на пользу: его стоимость за это время изрядно возросла. Ими оказались Джеймс Шин, 39 лет (обвиняется в краже со взломом, сговоре с целью передачи преступного имущества и передаче преступного имущества), Майкл Джонс, 38 лет (обвиняется в краже со взломом), Фред Доу, 35 лет и Бора Гуккук, 39 лет (обвиняются в сговоре с целью передачи преступного имущества).

 

Все они предстанут перед магистратским судом Оксфорда 28 ноября. Думается, публика туда хлынет толпами. Всем же интересно посмотреть на людей, которые годами могли справлять нужду в американскую мечту.