Обратите внимание: материал опубликован более чем три года назад

Образование: единым европейским стандартом

Образование: единым европейским стандартом

30 лет тому назад – 19 июня 1999 года – была подписана Болонская декларация: 29 стран выразили готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования и обеспечить совместимость и сравнимость национальных систем высшего образования со стандартами транснационального образования.

При этом учреждалась необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех вузов. Положения Болонской декларации устанавливались как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.

 

Болонская декларация выражала уверенность, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, «соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям».

 

И все же при задумке этой системы главной целью было предотвратить утечку мозгов из Европы в США, а также занять свою молодежь, которая в период глобализации и роста уровня безработицы, можно сказать, слонялась без дела.

 

(Завкафедрой информатики и программного обеспечения вычислительных систем Национального исследовательского университета МИЭТ Лариса Гагарина приводила такой факт: в 1990-е годы XX века только 15% европейцев имели диплом о высшем образовании, тогда как сейчас их около 85%).

 

 

Итак, Болонский процесс (БС) в образовании подразумевал единое образовательное пространство, объединяющее высшие учебные заведения разных стран, как правило, входящих в Европейский союз. Ключевая позиция БС для студентов - возможность обучаться не только в своём университете, но и отправляться на стажировки в другие европейские вузы, где можно получить новый опыт и образование, признаваемое во всех государствах-участниках. Все это повышает шансы трудоустройства в Европе.

 

Новая образовательная система впервые заявила о себе в 1998 году, когда министры образования стран-основательниц ЕС — Германии, Италии, Франции и Англии — разработали Болонскую конвенцию.

 

В числе предпосылок Болонской системы: ускоренное экономическое развитие ЕС, усиление процессов глобализации, тесное сотрудничество между университетами, уход от длительного карьерного роста на одном месте, требования к расширению профессиональной квалификации и др.

 

Необходимость создания единого образовательного пространства после 1999 года признавали многие государства, список стран Болонской системы образования стремительно расширялся. Сегодня принципы болонского процесса исповедуют 48 государств, в том числе Латвия.

 

В числе передовиков Болонской системы Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария. Все они примкнули к Болонскому процессу в 1999 году. Позднее добавились: Хорватия, Кипр, Лихтенштейн, Турция (2001 г.); Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Ватикан и Российская Федерация (2003 г.); Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина (2005 г.); Черногория (2007 г.); Казахстан (2010 г.); Беларусь (2015 г.).

 

Цели Болонского образовательного процесса направлены на гармонизацию образовательных программа разных стран, чтобы привести их к единым стандартам. Среди них: повышение доступности высшего образования для всех слоев населения, развитие научного, культурного и интеллектуального потенциала, поднятие престижа европейских университетов, снижение оттока студентов в США и Канаду, усиление роли учебных заведений в формировании и развитии общих для Европы культурных ценностей и др.

 

 

К основным принципам Болонского процесса относится требование принять общую образовательную систему, описываемую формулой 3+2. Это означает, что весь учебный процесс в вузах делится на два уровня подготовки по Болонской системе: предварительный (бакалавриат) длится не менее трех лет и выпускной (магистратура и аспирантура) продолжительностью не менее двух лет.

 

ECTS (European Credit Transfer System) – европейская система перевода и накопления баллов, согласно которой оценки, получаемые студентом во время обучения, переводятся в кредиты. Один учебный год равен 60 единицам. Чтобы набрать нужное количество, необходимо пройти разные курсы, который учащиеся выбирает сам. Такая система позволяет студенту переходить в разные университеты, не теряя оценки, и самому отслеживать и влиять на свой образовательный процесс.

 

По мнению критиков…

 

Один из главнейших тезисов современных критиков Болонской системы образования — это обвинения в том, что она развивает тотальную толерантность ко всему и размывает понятия истины и лжи.

 

В копилке минусов также и то, что бакалавр воспринимается как недоучившийся специалист; вузы предоставляют малое количество бюджетных мест в магистратуре; система тестирования не позволяет точно оценить уровень знаний; зачастую у студентов не формируется чёткой картины мира и системного подхода; студенты могут получать не комплексные знания, а отрывочные.

 

 

Ряд экспертов из университетов в Дюссельдорфе, Ганновере, Риме, Оксфорде указывают: Болонская система основана на компетентностном подходе, когда оценка приобретенных студентами знаний производится формально – по определенным баллам. В итоге востребованные сейчас компетенции, полученные в процессе обучения, через какое-то время могут оказаться бесполезны: выпускнику вуза придется вновь учиться и вкладывать средства. Критика связана и с тем, что современный студент не приучен работать с книгой, не умеет слушать лекции: плохо сосредотачивается, невнимателен.

 

«А чтобы набрать эти пресловутые баллы куда проще выбрать те задания и даже дисциплины, которые, по его мнению, гораздо легче сдать», -- отмечает Лариса Гагарина.

 

«Возможно, увеличение времени для самоподготовки хорошо для образования экономического и гуманитарного, - считает специалист, - где пропуск одной-двух лекций не приведет к катастрофическому недопониманию материала. Но для естественнонаучного и инженерного образования полноценное усвоение материала возможно лишь при наличии дисциплины: «вариться в этом питательном бульоне» надо только вместе с преподавателями.

 

Гагарина также обращает внимание на то, что в инженерном образовании в рамках Болонской системы упразднены дисциплины, дающие широту кругозора, основы инженерного мировоззрения и развития понятийного мышления. А именно «Сопротивление материалов», «Материаловедение», нет химии, мало физики. Как результат студент при высоком уровне развития информационных технологий не может правильно сформулировать адекватный запрос, поскольку не имеет представления, какие знания, и в какой предметной области уже существуют.

 

«Скажите – зачем это сейчас, в XXI веке, когда надо только подставить необходимые параметры в формулы, да и те в соответствующей инструментальной среде? Но ведь в том-то и дело, что надо знать, какие формулы подставлять: иметь и фундаментальные знания, и прикладные, и технологические – все те предметы, которые ранее сопровождали инженерную подготовку, - поясняет Гагарина. - Узкая специализация – основа основ Болонского процесса, – приводит к неумению «видеть дальше собственного носа», неспособности ставить и решать не только инновационные, но и проработанные задачи – показательными примерами здесь являются неудачные запуски космических аппаратов, и утраченные знания в других областях <…>»

 

«Великая цель образования – не только знания, но и, прежде всего, действия», - говорил Н. Мирон. И вот действий-то, на основе полученных знаний, сегодня, как раз, и не хватает.