Похоже, воспетое в стихах и песнях белорусское Полесье превращается в настоящую пустыню. Об этом свидетельствуют сделанные на прошлой неделе фотографии и слова очевидцев, среди которых белорусские фермеры и эксперты.
Поля фермера-растениевода Андрея Башмака, расположенные в Лоевском районе, никогда прежде не видели таких песчаных бурь, как этой весной. По его словам, песком засыпало все, даже мелиоративные каналы, «пыль шла с соседних полей, где только посеяли зерновые...» (TUT. BY).
Не припомнят такой песочной весны и в хозяйстве Хойникского района им. И. Мележа, где с учетом погодных условий раньше времени посеяли кукурузу. Однако из-за недостатка влаги семя лежало в земле и не всходило. Проблем добавлял ветер. Фермеры радуются, что посеянное не выдуло, а так бы пришлось пересевать.
Специалисты указывают на то, что пыльные бури бывали и раньше. Только за последние 40 лет, по данным Института почвоведения и агрохимии Академии наук, в Беларуси их фиксировалось более 350. В основном в Гомельской и Брестских областях, где проведена мелиорация и преобладают более рыхлые и легкие песчаные почвы, а также осушенные торфяники. В итоге ветер с легкостью поднимает и переносит сухие частицы на большие расстояния. Ситуацию осложняет отсутствие осадков. Так, в апреле, по информации Белгидромета, в Гомельской области выпало рекордно низкое количество дождей, 19% от нормы.
По мнению экспертов, эта проблема не только Полесья, тенденции характерны для всего мира. И с этим надо как-то уживаться. Беларусь, как и Латвия, – часть глобальных процессов.
Ученые указывают: сегодняшнее Полесье – это не только болота, но местами самые настоящие дюны. В Малоритском, Пинском, Лунинецком, Калинковичском, Октябрьском, Лоевском районах находятся дефляционно-опасные земли, где почва подвержена выдуванию и развеиванию рыхлой породы во время сильного ветра. Песчаные бури ускоряют эрозию почвы, в результате чего разрушается плодородный слой.
Заместитель директора по научной работе Полесского аграрно-экологического института НАН Виктор Демянчик считает основной причиной песчаных бурь – отсутствие нормальных полезащитных полос (посадки леса и кустарника, предназначенные для защиты полей от ветровых эрозий). Известно, что еще в XIX веке землевладельцы боролись с бурями, высаживая на полях своих угодий остролистные ивы. Борьба с песками не прекращалась и в советское время.
Еще одну причину пыльных бурь эксперт видит «в бездумном увеличении посевных полей», когда аграриям ставится задача увеличения площадей, чтобы никаких незанятых мест на поле не было. Но одно дело белорусское Поозерье с его суглинистыми увлажненными почвами, а другое – пески Полесья. Правила же распространяются на всех.
В свою очередь, специалист в области ландшафтного и биологического разнообразия Игорь Куталовский призывает к тому, чтобы каждое сельхозпредприятие имело проект экологической оптимизации своей территории – регулирования водного режима, защитного лесоразведения и др. Увы, пока никто этим не занимается.
А вот мнение того, кто скрывается под ником Сирыус. Человек напоминает:
проекты поворота сибирских рек, грозившие экологической катастрофой и поэтому отмененные. Ведь современные горе-ученые опять призывают к ним вернуться. <…>»
Обмен мнениями продолжается, а Полесье тем временем все больше походит на Сахару.