Обратите внимание: материал опубликован более чем шесть лет назад

Нотр-Дам: дубы погибли, а пчелы выжили!9

Нотр-Дам: дубы погибли, а пчелы выжили!
Пожар, вспыхнувший в соборе Парижской Богоматери (15.04), казался невозможным, немыслимым. Те, кто могли наблюдать это огненное зрелище, сравнивают его с мистическим -- полыхала история Франции.

Мне на телефон прислали сообщение:

 

Причиной пожара в Нотр-Дам-де-Пари стали работы по реставрации собора. Нас запомнят как поколение дегенератов. 856 лет он стоял. Видел суд над Жанной д’Арк, коронацию Наполеона, отречение главного маршала Франции, бракосочетания королей… Его ни одна война не тронула, и тут в 2019-м собор спалили гастарбайтеры.

 

С первой частью возмущения нельзя не согласиться, со второй – должно разобраться следствие, указав на виновных.

 

Пожар начинался на строительных лесах, возведенных над крышей здания в связи с его реставрацией. На восстановление пострадавшего от пожара собора, имеющего колоссальную историческую ценность, уже собрано более одного миллиарда евро. Специальным представителем президента Эммануэля Макрона и французского правительства по делам, связанным с восстановлением Нотр-Дама, назначен 70-летний генерал Жан-Луи- Жоржелен, бывший начальник Генштаба. Ему предстоит отчитываться перед Францией о ходе реконструкции, а также координировать усилия всех задействованных в этом процессе министерств, служб и частных компаний.

 

Настоятель собора Патрик Шове заявил, что в течение как минимум ближайших пяти-шести лет Нотр-Дам будет закрыт для верующих и туристов.

 

Расследованием причин пожара занимается прокуратура Парижа. Пока о злонамеренном поджоге и преступной халатности никто не говорит, мол, на это ничто не указывает. Масштабная реставрация верхних уровней собора была начата в середине 2018 года. Для этого были возведены металлические леса, снабженные лифтом с электродвигателем. В настоящее время, опасаясь дальнейших обрушений, следователи работают дистанционно, используя видео и фото с дронов. По одной из версий, возгорание может быть связано с лифтом. В интервью «Радио Свобода» журналист Елизавета Алисова, проживающая в Париже, отмечала, что реставрацией занимались сразу несколько фирм. По мнению авторитетного французского издания «Трибуна искусства», во Франции нормы безопасности во время реставрационных работ культурных объектов находятся на очень низком уровне, их давно следует пересмотреть.

 

Дубы и угли

 

Погибшие в огне старые деревянные стропила – это 1400 вековых дубов, срубленных в XIII веке! Конечно, дубы и сегодня во Франции произрастают, но ведь их придется не только найти и срубить, преодолевая гнев природоохранных организаций, но потом еще с десяток лет сушить древесину по особым технологиям. Так что за напророченную президентом страны пятилетку восстановить собор не удастся, если только не обратятся к технологическим новациям. Тогда процесс ускорится.

 

Вечная древесина (стропила и балки) смогла выдержать испытанием временем, но не устояла перед огнем. Эксперт Конев обращает внимание, что в наше время трудно найти качественные дубовые стволы. Чай не в средневековье живем! Современные нам дубы уже не те несокрушимые исполины, что были прежде. Причина – в экологии. Загрязнение воздуха, воды, вредные излучения влияют на состоянии древесины. Дубы ослаблены. Их древесина не имеет уже нужной плотности, прочности, устойчивости к воздействию вредных микроорганизмов. Использовать же дуб «с гнильцой», конструкции из которого придется периодически менять, слишком дорого. Со схожей проблемой столкнулись в 1990-е годы в Москве, когда готовился проект реставрации здания Манежа, – выяснилось, что невозможно отыскать необходимые по размерам и качеству древесины лиственничные стволы. Еще одно поле для обсуждения – обвалившийся шпиль собора, установленный в середине XIX века. Каким он в итоге предстанет, покажет время. В соборе Парижской Богоматери масса архитектурно-исторических слоев, которые добавлялись из века в век. Так что, возможно, и век XXI внесет свой штрих.

 

На фоне трагедии, связанной с пожаром в сердце Парижа, многим трудно понять карикатуры журнала «Шарли Эбдо», который и в этот раз не стесняется шутить. А 18 апреля британская газета Daily Mail написала, что на интернет-аукционе eBay, до того как пожар в соборе Парижской Богоматери был потушен, появилось объявление о продаже углей из Нотр-Дама по 99 пенсов за штуку. Кто-то плакал, а кто-то «грел» на пожаре руки, стараясь достать деньги из исторического пламени.

 

Важный символ

 

А в заключение о чудесном факте спасения крошечных обитателей собора Парижской Богоматери, которые смогли пережить ужасный пожар. Сначала прошло сообщение, что почти 200 тысяч пчел, проживающих в ульях на крыше Нотр-Дама, погибли. Однако вскоре выяснилось, что это не так. На самом деле насекомые остались невредимы, о чем проинформировал пчеловод собора Николя Жеан, присматривающий за ульями с 2013 года (именно тогда приняли решение установить ульи с целью увеличения популяции пчел в столице Франции. – Прим.). Улья расположены над ризницей в южной части собора на расстоянии приблизительно 30 метров ниже уровня основной крыши. Огонь каким-то чудесным образом не затронул пчелиные домики. По словам Жеана, европейские пчелы, в отличие от других разновидностей, остаются со своим ульем при приближении опасности, поедая мед и продолжая опекать пчелиную матку. Конечно, высокие температуры могли бы представлять для них риск, но дым, как пояснил Н. Жеан, их просто опьянил.

 

«Углекислый газ не убивает этих насекомых, а делает сонными», – уточнил он в интервью The Associated Press.

 

К тому же известно, что пчеловоды используют дым, чтобы утихомирить пчел и подобраться к их улью.

 

«Мне было очень жаль Нотр-Дам, поскольку это такое прекрасное сооружение, – говорил Николя Жеан. – Но как же замечательно, что пчелы выжили! Слава богу, что пламя их не достигло, это действительно чудо!» (CNN).

 

Кстати, пчела ведь тоже важный символ! Она олицетворяет мудрость, плодородие, трудолюбие, экономность, порядок и целомудрие. В ряде традиций пчела служила символом неба и звезд, принимала участие в сотворении мира, выступая на стороне бога против злого духа.

 

И вот то, что эти трудолюбицы не погибли в огне, вероятно, говорит в пользу того, что у человечества еще есть шанс стать лучше и внимательнее друг к другу, а также тому, что возводили предки, – тому самому фундаменту, без которого все рушится и теряет смысл.