88 "аплиециб" оказались фальшивыми1
Любопытно, что Инспекция госязыка не намерена даже обращаться в полицию по факту обнаружения столь внушительного количества «аплиециб», так как опыт показывает, что найти виновных в подделке документов не удается. Как рассказывает руководитель отдела контроля Инспекции госязыка Антон Курситис, большая часть подделок датирована началом 1990-х годов, когда фальшивые удостоверения о соответствующей категории латышского можно было свободно купить, как и права на вождение автомобиля, паспорт и другие документы. В те времена работали целые подставные комиссии по аттестации, которые выдавали людям фальшивки. Вот и большинство выявленных поддельных удостоверений среди работников ДРБ относятся к периоду 1993-1996 гг. Хотя, как признает Антон Курситис, в его практике порой встречались и псевдоудостоверения, датированные 2000 годом и позже.
«Но мы не можем тратить свои силы впустую», – говорит он, объясняя, что у Центра госязыка не хватает ресурсов для продвижения дел о фальшивках в правоохранительных органах. Большинство случаев, когда «стражи» госязыка обращались за помощью к стражам закона и порядка, заканчивались ничем. По словам Антона Курситиса, позиция полиции такова: подделку удостоверения можно доказать, только если человек сам признается, что купил поддельный документ. Люди в этом никогда не сознаются, и дела закрывают.
Однако тот факт, что Центр госязыка не пытается найти и наказать исполнителей подделок, еще не говорит о том, что и хозяева фальшивок могут избежать ответственности. Как подчеркивает Антон Курситис, судьба работника, не владеющего госязыком на нужную для его должности категорию, зависит от его работодателя.
В случае с Даугавпилсской региональной больницей руководство учреждения издало распоряжение, согласно которому все 88 владельцев «левых» документов должны либо сдать на нужную категорию, либо смириться с понижением в должности и, соответственно, размере оклада, либо расторгнуть трудовые отношения.
Установленный срок истекает в начале нового года, и уже 4 января Антон Курситис ожидает получить отчет об итогах этого дела от даугавпилсских инспекторов. До этого и он, и глава ДРБ Айвар Здановский были скупы в своих комментариях. Главное, как подчеркивают оба, только одно из 88 удостоверений было на руках у врача, и тот уже оставил работу в больнице. Остальные – это технические работники, а также низший и средний медперсонал. Так что беспокойство горожан о том, что, мол, из-за латышского теперь поувольняют хороших докторов, безосновательно.
Нам также удалось узнать, что некоторые из обладателей фальшивых «корочек» уже сдали на нужную категорию и получили законные удостоверения. Часть лиц была понижена до той должности, которая подразумевает более низкую категорию знаний латышского. А вот с теми, кто в срок не сдаст экзамен, больница, судя по всему, расстанется.
«Одно дело, если знания человека соответствуют первой категории, а нужна вторая. Тогда еще можно "подтянуть" латышский и получить удостоверение. Но если мы имеем дело с полной фальсификацией, и человек вообще не владеет госязыком, то тут уж закон есть закон! А вообще, если честно, я не понимаю, как люди могли по 15 и более лет сидеть с такой бомбой в кармане! Ясно ведь, что рано или поздно все это открылось бы. Столько времени было! Можно было давно выучить и сдать на любую категорию», – недоумевает глава ДРБ.