Обратите внимание: материал опубликован более чем восемь лет назад

Даугавпилсский фрилансер снял фильм о Нагорном Карабахе

Даугавпилсский фрилансер  снял фильм о Нагорном Карабахе
Ивар Утинанс, даугавпилсский видеооператор-фрилансер (именно так он себя называет), в сентябре совершил путешествие в Армению, в том числе побывал в Нагорно-Карабахской Республике (другое название – Республика Арцах). 

Поездка состоялась в компании блогеров портала travelblog.lv, основателем и совладельцем которого является даугавпилчанин Александр Алимов. Результатом же станут два фильма: первый, посвященный именно Нагорному Карабаху, Ивар обещает закончить через пару месяцев, второй, рассказывающий собственно об Армении, – чуть позже.

 

– У нас была интернациональная команда: блогеры из Латвии, Литвы, России, Грузии, Беларуси, чуть позже к нам присоединился англичанин, живущий в Испании. Говорили немного по-английски, но чаще по-русски. Объездили всю страну, даже, получается, две страны. Я потрясен храмами и монастырями, их древностью, красотой и особым аскетизмом. Признаюсь, до поездки я не знал об армянской апостольской церкви. Арцах, по-другому Нагорно-Карабахская Республика, – очень красивый и щедрый край, там просто невозможно умереть от голода – одних только съедобных трав 25 видов, их добавляют в лаваш. Я уже не говорю о ягодах и фруктах. Никакой военной атмосферы мы не почувствовали, хотя для въезда в Арцах нужна особая виза, – рассказывает И. Утинанс.

 

Даугавпилсский фрилансер  снял фильм о Нагорном Карабахе

 

Правда, тут же добавляет, что в Арцахе есть населенные пункты, куда туристам не советуют ездить. И аэропорт в этой непризнанной государствами – членами ООН республике не работает: Азербайджан обещает уничтожать самолеты в случае их попытки приземлиться в столичном – Степанакертском – аэропорту, так как считает Арцах незаконно оккупированной армянами частью своей территории. И «черные» списки у Азербайджана, касающиеся тех, кто посещает Нагорный Карабах, имеются. И в списках тех студенты, журналисты, политики, художники и даже звезды, вроде Монсеррат Кабалье. Так что дыхание перманентного конфликта среди ласкающих взор и умиротворяющих душу пейзажей чувствуется.

 

Для справки: 


Республика Арцах – это неофициальное название Нагорно-Карабахской Республики (НКР) – непризнанного мировым сообществом образования на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в состав Азербайджана во времена СССР. Многие историки и аналитики придерживаются мнения, что именно с конфликта вокруг НКАО-НКР начался процесс развала Советского Союза. Нагорно-Карабахская Республика, объявившая о своей независимости в сентябре 1991 года, сумела не только выжить и фактически состояться в качестве государства, но и добиться определенных военных успехов в вооруженном конфликте с Азербайджаном. Она признана частично признанными государствами Республика Абхазия и Южная Осетия, непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, а также австралийским штатом Новый Южный Уэльс и некоторыми американскими штатами, призывающими президента и конгресс США признать независимость НКР.

 

Вот, например, что пишет один из российских блогеров, принимавших участие в этой поездке, не первый раз посещающий Нагорный Карабах: «Бонусом для меня лично – некоторые must see Карабаха, которые я откладывал до следующих приездов (не сейчас, ещe успею!), плюс наблюдения в динамике: как меняется жизнь одного из любимых регионов спустя месяцы и годы. Часто – на примере мелких деталей: у карабахских кузнецов на базаре в Степанакерте появились конкуренты из Турции, верхнюю мечеть в центре Шуши начали восстанавливать изнутри, десятки паломников в некогда пустынном Дадиванке стали обычным делом. На "несуществующих" почтовых марках сменилась надпись – c 2017 года они представляют Republic of Artsakh, но в Россию доходят все так же исправно.

 

Даугавпилсский фрилансер  снял фильм о Нагорном Карабахе

 

В общем, программа была весьма насыщенной. Я бы даже сказал – наполеоновской по охвату и образцово-показательной по духу. По возвращении я несколько прибавил в весе и на полдня впал в спячку. Коллеги по поездке – блогеры из разных стран – признаются, что пережили схожие последствия. Впрочем, в данном случае это верный признак того, что поездка удалась. Большое спасибо всем причастным – за радушие, обмен опытом, ощущение единой команды и за те эмоции, которыми мы взаимно напитались.

 

 Что еще сказать? В целом организация таких поездок – действенный способ раскрутки практически любого края, где не привыкли к путешественникам из-за рубежа, но изо всех сил стараются их привлечь: ребята, у нас красиво, интересно и безопасно, только приезжайте! Однако, по моим ощущениям, только в Карабахе из всех непризнанных и частично признанных территорий бывшего СССР есть четкая программа развития туризма. 

 

Здесь издают путеводители и разрабатывают маршруты, участвуют в международных отраслевых выставках, реставрируют архитектурные памятники, организуют журналистские и блогерские десанты – словом, делают реальную работу, а не отдают туризм на откуп частникам и не имитируют бурную деятельность. Как мне кажется, ни в Абхазии и Южной Осетии, ни в Приднестровье не делают и половины из перечисленного. 

 

Да, в экскурсионной программе сознательно обходят тему войны и неопределенного статуса, делая акцент на достижениях времен независимости. Довольно бегло затрагивается тема мусульманского и вообще неармянского наследия. Но такая подача – обычное дело для Республики, выстоявшей в межэтническом конфликте, который еще далек от завершения».

 

Автор этих строк летом тоже была в Армении, но сравнительно далеко от Нагорного Карабаха. Как-то вечером возвращались с очередной дальней прогулки, за рулем был наш таксист и гид Карен – общительный и в меру любопытный человек. Мимо проехала одна военная машина, затем другая, третья… Карен изменился в лице, тут же стал куда-то звонить, долго и эмоционально разговаривать. Наконец, выдохнул и повернулся к нам: «Слава Богу, в Арцахе все спокойно…»

 

Даугавпилсский фрилансер  снял фильм о Нагорном Карабахе

 

Фильм, по словам Ивара, будет о гостеприимстве, красоте и огромном туристическом потенциале региона. «Я бы даже говорил не о фильме, а о легком, живом рекламном ролике, согретом нашим теплом и личным опытом, – уточняет автор. – Когда работа завершится, мы отправим ролик в ведомства, занимающиеся туризмом, они будут решать, где его размещать. Денег я за это не получу, ведь весь мой практически двухнедельный тур был оплачен. Такой формат – мой первый опыт, если он станет удачным, то буду продолжать. Я люблю путешествовать, в свои 27 лет побывал в 16 странах».

 

Легко ли жить в Даугавпилсе фрилансеру? Ивар на жизнь не жалуется, потому что занимается любимым делом.

 

– Я окончил 9 классов в Государственной гимназии, потом пошел в техникум, получил специальность дежурного по станции. Честно – пошел из-за стипендии во многом: я ее не тратил, копил, чтобы купить первую технику для видеосъемки. Уже на практике я понял, что работать по специальности не буду. Был период, когда я работал в Шотландии на птицефабрике. Поймал там себя на мысли – перестаю думать. «Думай, Ивар, думай!» – говорил я себе. А сейчас мне нравится то, что я делаю. Я не осуждаю тех, кто уехал из Даугавпилса, я их понимаю. У меня не самая обычная профессия, тем, у кого профессии более стандартные, сложнее. Моя работа многое в себя вбирает, в том числе знакомство с творческими людьми и непрерывное саморазвитие. Что может быть лучше? И у Даугавпилса есть будущее. По крайней мере за те десять с лишним лет, в течение которых я анализирую ситуацию, стало не хуже, а лучше. Расширяется университет, развивается Крепость, появились Олимпийский центр, Центр Ротко. Будущее точно есть, – заключил И. Утинанс.