Даугавпилс удивил Петру Сариас1
К сожалению, день для экскурсионного обзора выдался непогожим. Тем не менее гостья разглядела и Дом Единства, и Дворец культуры, и музей, и Крепость… Кстати, побывав в Крепости, Петра Сариас обнаружила некую общность – и в Динабургской крепости, и в финской Свеаборг томились в свое время декабристы Лунин и Кюхельбекер. Кроме того, финская история, как и латвийская, связана с российской незримыми нитями: более 100 лет Финляндия входила в состав России, числясь в ней «на особом положении».
После посещения зала М. Ротко (в Даугавпилсском музее) в Управлении культуры почти по-домашнему, за чашкой кофе состоялась встреча атташе Петры Сариас с представителями названного учреждения и СМИ города. Г-жа Сариас не скрывала удивления: «У вас так много направлений для культурного развития! Такие площади и площадки… Одно имя Ротко чего стоит! Обязательно расскажу об этом в Финляндии. До этого момента нам была известна только Рига, о Даугавпилсе мы не имели представления», – откровенно признавалась она.
Затем Петра Сариас внимательно выслушала доклад руководителя проекта по созданию мультифункционального Художественного центра Ротко Сармиты Тейване, которая назвала данный крупномасштабный проект одним из самых амбициозных для города. И ведь не поспоришь – здание Арсенала, где разместится культурный и образовательный центр, имеет площадь 5 тыс. м2 плюс огромная прилегающая территория.
Открытие центра планируется в 2013 году. «Вы начинали три года назад, – заметила атташе, – сейчас, наверное, другая экономическая ситуация». «Да, но мы не останавливаемся!» – с оптимизмом ответила Тейване. «Даю слово, что буду здесь на открытии», – заверила г-жа Сариас, которую также заинтересовали фестивали, проходящие в Даугавпилсе. Особенно она выделила цирковой фестиваль, указав, что в Финляндии цирковое искусство очень развито. Руководитель Управления культуры Элеонора Клещинская, со своей стороны, заверила атташе, что отныне информация о больших даугавпилсских фестивалях и конкурсах будет заблаговременно поступать на ее электронный адрес.
За относительное недолгое время пребывания в нашем городе неторопливая финка успела многое, в том числе «доложить» о своей стране в Даугавпилсском университете, где в рамках научного фестиваля проходил День Финляндии. В Управлении культуры Петра Сариас в связи с этим упомянула только об одном: в Финляндии два официальных языка – финский и шведский. На мой вопрос о том, сколько шведов в процентном отношении проживает в Финляндии, она ответила «5%»! «При этом в финских школах первый язык для изучения – шведский, а в шведских – финский», – пояснила она. После чего захотелось помолчать… Не позориться же в очередной раз с латвийской действительностью перед иностранной гостьей, представляющей страну, во многом отличную от нашей. Хотя бы потому, что Финляндией уже давно правит умная и дальновидная Тарья Халонен. Финны дружат с Россией на взаимовыгодных условиях перспективного партнерства.
Халонен ужинает с четой Медведевых в неофициальной обстановке, что идет только на пользу рабочим переговорам и госвизитам. В этом году в Финляндии побывало почти миллион российских туристов. Финны считают, что инвестиции следует вкладывать в инфраструктуру туризма – строить скоростные железные и автомагистрали, развивать воздушное сообщение. Вот-вот откроется скоростное движение Санкт-Петербург – Хельсинки, благодаря чему время в пути сократится с 6 до 3,5 часа.
Крупнейшим торговым партнером Финляндии по-прежнему остается Россия. Явная тенденция роста сотрудничества двух стран наблюдается уже несколько лет. Хотя Финляндия в 1990-е годы, во время, когда «сосед» оказался экономически и политически слаб, – могла поддаться искушению получить реванш за «финляндизацию», пренебрежительно повернувшись спиной к России или выдвинуть ей ультимативные требования – компенсировать обиды от СССР. Но нет – финны сами, никем не принуждаемые, выбрали более прагматичные отношения, что приносит их стране как видимую экономическую пользу, так и политические дивиденды в Брюсселе.
Таким образом, Финляндия дает Латвии важный урок: только зрелая, уверенная в себе нация может формировать деловые, основанные на взаимопонимании интересов отношения с соседями, несмотря на обиды и страдания в прошлом.