Обратите внимание: материал опубликован более чем восемь лет назад

«Синий кит»: воскрешения не предусматривается1

«Синий кит»: воскрешения не предусматривается
В последнее время Интернет наводит на родителей ужас. Одно дело, если через игры, к примеру, выманивают деньги, и совсем другое, когда социальные сети наполняются группами,умело подталкивающими подростков к суициду, речь, в частности, об игре «Синий кит».

2–3 марта по Первому Балтийскому каналу в программе «Мужское и Женское» с А. Гордоном рассказывалось об этом подробно. В том, что группы смерти действуют в социальных сетях уже на протяжении долгого времени, сомневаться не приходится. 

 

По правилам игры «Синий кит» от игроков требуют выполнения особых «домашних заданий»: наносить царапины на руки, причинять себе боль, просыпаться в 4:20, чтобы посмотреть в Интернете «страшное видео», подниматься на крышу и стоять на краю… Последнее в жизни задание – самоубийство. 

 

Сегодня родители, потерявшие своих детей, объединились в борьбе против неизвестных в соцсетях. Программа вызывает шок – отцы и матери рассказывают, как уходили из жизни их дети, кто-то покорно клал голову на рельсы, кто-то делал прыжок с 12-го этажа…  Эти мальчики и девочки были красивыми, талантливыми, в голове не укладывается, зачем?..   

 

Сетевая игра, способная довести до суицида, продолжает распространяться в Интернете и, похоже, уже закинула свои отвратительные щупальца в Латвию. Недаром в конце февраля состоялась пресс-конференция, на которой представители Госполиции и Инспекции по защите прав детей информировали о ситуации. Однако в данном случае утверждалось, что игра «Синий кит» существует только в разговорах. Такого мнения, в частности, придерживается начальник отдела предотвращений преступлений Госполиции Андис Ринкевицс. Другими словами, в Латвии не была выявлена ни одна преступная организация, целью которой было бы доведение детей до самоубийства. «Мы проверили всю информацию, которую нам предоставили родители и школьные социальные педагоги, — рассказывал Ринкевицс. — Внедрялись в группы в социальных сетях под видом подростков. Дети действительно дают друг другу задания, подначивают друг друга и угрожают. Однако это такие же дети, которые ради шутки или по глупости дают дурацкие задания. Я сам принял участие в двух таких группах, но после четырех дней бросил – надоело». Одновременно родителей призывали сообщать в полицию при подозрении в участии ребенка в опасных группах. Хотелось бы верить, что правоохранительные структуры держат руку на пульсе. Однако разве не прозвенел уже настораживающий звоночек? С крыши заброшенного здания бывшего завода «Радиотехника» (Рига) чуть было не сбросились двое подростков? У 13-летнего мальчика и 14-летней девочки на руках обнаружились многочисленные порезы. Оба ребенка считали, что их никто не любит, что они никому не нужны. Было отправлено прощальное СМС… Теперь отец рассказывает, что его дочь травят в соцсетях за неудачную попытку.

 

В настоящее время рижские врачи борются за жизнь школьника – ученика 4-го класса, предпринявшего попытку самоубийства. Полиция и в этом случае опровергает связь ребенка с группами смерти.

 

Создателем игры «Синий кит» называют администратора ряда суицидальных сообществ Филиппа Будейкина. Задержанный в ноябре 2016 года в России Будейкин обвиняется в доведении до самоубийства как минимум 15 подростков. Однако подростки продолжают гибнуть и после его ареста. 

 

Группа особого риска

 

Игра подразумевает выполнение 50 заданий, последнее из которых – совершение суицида. Задания поступают от незнакомых людей, «кураторов». После первого этапа – общение на странице подростка в соцсети, «игрок» и его «куратор» переходят в закрытую группу в той же или другой социальной сети, где общаются уже скрытно. 

 

О том, что некоторые латвийские дети заинтересовались опасной «забавой», сообщили школьные психологи. У игры, о которой идет речь, несколько раз менялось название, поэтому сколько детей стало ее жертвами, сказать невозможно. 

 

Объективности ради отметим: Латвия и до появления «Синего кита», попавшего к нам из России, занимала одно из первых мест в ЕС по числу самоубийств. По данным Центра профилактики и контроля заболеваний в нашей стране скорая помощь ежегодно спасает около 120–140 несовершеннолетних после попытки суицида. Но спасти удается не всех. Психологи обращают внимание, что в группе риска прежде всего те у кого нет доверительных отношений с родителями. Такие дети легко уязвимы, причем не только перед опасной игрой. Все, что может случиться плохого с подростком, может случиться с такими детьми в первую очередь. 

 

В Латвии русскоязычные подростки активно используют социальную сеть «в Контакте», где разрешена регистрация с 12 лет. После того как администрация сайта закрыла множество суицидальных групп принудительно, они перебрались в Twitter и Instagram.

 

Мнение специалистов

 

Доктор психологии Маргарита Нестерова (центр психологических консультаций Intence) в разговоре с журналистом газеты «СейЧас» указала на следующее: «Родители не должны паниковать, это не поможет. Подростковый возраст несет в себе много специфических особенностей, когда для ребенка более важным становится мнение сверстников, когда хочется во что бы то ни стало набирать "лайки". Становится актуальным вопрос о смысле жизни, и в то же время появляется много внутренних противоречий, что вызывает душевную боль. В опасные игры в большей степени вовлекаются те, кто менее уверен в себе, ведь игра – возможность проявиться. Выход один – родители должны общаться с ребенком, не отмахиваться от его вопросов. Сегодня многие игры проходят в виртуальном мире, где за каждую возможность умереть дается шанс воскреснуть. Смерть в этом возрасте тоже связывается с желанием обратить на себя внимание, дети представляют, как все будут переживать и сожалеть. Но при этом ребенок не осознает, что его больше не будет. Сейчас многие родители возьмутся контролировать детей, чем они занимаются в Интернете, какую переписку ведут. Но такую активность подростки расценят как вмешательство в их личное. Они могут стать более скрытными, что только усугубит ситуацию. Лучше больше разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, не только тем, тепло ли он одет. Такой искренний интерес даст больший результат, чем запреты».  

 

По мнению американского профессора психиатрии из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) Гэри Смолла, «пяти часов в Интернете достаточно, чтобы перепрограммировать мозг». Интернет и компьютерные игры перепрограммируют нейронные сети, вызывают быстрые и глубокие изменения в человеческом мозге, что оказывает колоссальное трансформирующее влияние на образ жизни и модели поведения современного человека, особенно молодежи. Человеческий мозг чрезвычайно пластичен, легко перепрограммируется при решении адаптационных задач, его нервные клетки и синапсы изменяются, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Такой адаптационный эффект приводит к «зависанию» на заданиях, поступающих из виртуального и игрового пространства, зависимости от них и рабскому их выполнению. Нечто подобное, по словам другого психиатра, наблюдается среди подростков, зависших на разрушительных играх, и в частности на «Синем ките». Психологические особенности подростков проявляются в поиске авторитетов и референтных групп, которым они подражают и подчиняются. Виртуальное сообщество (в частности суицидальное) представляет собой особого рода социум – референтную группу, которая формируется вокруг определенной цели с помощью социального воображения, коллективных переживаний. Создаваемые «суицидальные братства» рекрутируются из числа молодых людей с уже патологической психикой, которые, привлекая новых участников, переформатируют соответствующим образом их психику. Однако роль в этом кураторов, которые, скорее всего, являются нормальными людьми и действуют намеренно, преследуя определенную цель, еще предстоит выяснить правоохранительным органам. В России 16-летняя девушка, на которую удалось выйти следствию, «курировала» 40 подростков – игроков, от нее они получали задания. Мало того, юная жительница Новочеркасска сама играла в «Синего кита», причиной игры, по словам девушки, стала банальная скука. (По данным ВОЗ, к 2020 году депрессия — основная причина самоубийств — выйдет в мире на первое место как главная причина болезней и нетрудоспособности.)

 

О ситуации в Латвии

 

В стране растет число суицидов среди подростков и молодых людей от 15 до 19 лет. Чаще на самоубийство решаются мальчики. Больше всего попыток зарегистрировано среди детей в возрасте от 10 до 14 лет и молодых людей от 20 до 24 лет, а также девушек от 15 до 19 лет.

 

«Синий кит», или F57, или «Тихий дом», — общие названия для сотен сообществ в соцсетях, пропагандирующих эстетику смерти и подталкивающих своих участников к суициду. Их регулярно закрывают, но у гидры опять отрастает голова. Есть мнение, что название «Синий кит» выбрано неслучайно, киты нередко выбрасываются на сушу, что так походит на самоубийство. 

 

По мнению экспертов, чтобы преодолеть тягу юных к опасным играм, необходимо организовать работу с детьми еще на подступах к подростковому периоду – не в 12 лет, а в 10. И здесь подойдет спорт, турпоходы, исторические реконструкции, да просто детские клубы с настольными играми, которые раньше имелись почти в каждом дворе. Запретами мало чего добьешься, правильнее находить способы удовлетворять потребности подростков в самоорганизации, развитии каких-то значимых для них инициатив, создании условий, когда ребята могут проявить себя и получить признание. 

 

Пока этого не сделано, гарантии, что детей не затянут в омут опасного безумия, нет.