Обладатель 400 военных наград1
Леонард рассказывает, что его родители – уроженцы Латгалии, успели пожить при Первой Республике, перенести тяжести Второй мировой войны, годы ссылки, хлебнуть проблем после возвращения из нее… Отец Леонарда Донатс два года отслужил в Латвийской армии в звании капрала. В 1946-м он был сослан как политрепрессированный сначала в Грузию, а потом в Омскую область. В ссылке оказалась и мама Леонарда Хелена Зейза, происходившая из зажиточной семьи. На момент ареста она была 22-летней студенткой Даугавпилсского учительского института. Забрали прямо с занятий – и прямиком в эшелон. В стоявшем напротив поезде девушка с ужасом увидела своих родных.
Сотрудник НКВД неожиданно проявил человечность – разрешил семье воссоединиться. Все вместе они прибыли в село Шарапово Хохловского сельсовета (Саргатский район Омской области), где репрессированных ждала совсем другая, так не похожая на прошлую жизнь. В этих сибирских далях Хелена познакомилась с Донатом, возникло сильное чувство, результатом которого стала скромная свадьба, венчающая начало семейной жизни. В браке родился сын, названный Леонардом. Оглядываясь назад, сегодняшний военный пенсионер Леонард Доникс отмечает, что местный сибирский народ отличался своей сердечностью – к его родителям люди относились довольно приветливо, разрешили построить жилье. Под крышей возведенного руками отца бревенчатого дома внука крестила родная бабушка, так как больше этого сделать было некому. В Латвию они вернутся в 1959 году. Пройдет много лет, прежде чем Леонард, уже совсем взрослый мужчина, повторно примет католическое крещение в даугавпилсском костеле Св. Петра в веригах. По возвращении семьи в Латвию латгальские управы на своих территориях ее не приняли пришлось обосноваться под Елгавой, где Леонард с течением времени окончил среднюю школу.
По лестнице вверх
Молодость – это учеба в ДАТУ, где Доникс получил специальность техника по радиоэлектронному оборудованию истребителей. После окончания училища (1974) выпускник в лейтенантских погонах попросился на Дальний Восток. Там год службы шел за полтора, да и зарплата ощутимо больше. «На Дальнем Востоке я прослужил 13 лет, потом попал в Закарпатье. Сразу бросилась в глаза необязательность, присущая местному населению. На Дальнем Востоке действовал закон слова, а в Закарпатье, где я отслужил 5 лет, главным были деньги», – делает акцент Леонард.
Развал СССР ускорил возвращение капитана Доникса на родину. Выслуга более 20 лет явилась плюсом при устройстве на службу в качестве командира комендантской роты 4-го батальона Даугавпилсской погранохраны (4DRB). Капитанское звание при этом сохранялось. В Даугавпилсской погранохране Доникс служил с 1992 по 2000 год, в этот период вступил в новую должность – начальника организационного отдела, последовало присвоение звания майора. На рубеже веков генерал Гунарс Даболиньш предложил ему должность начальника службы аудита в штабе Погранохраны. Понимая, что такая ступень в служебной карьере требует высшего образования, Леонард поступил на юридический факультет БРИ (окончил в 2005 г.). В период учебы ему присваивается звание полковника-лейтенанта. Позднее служба продолжилась в качестве начальника центра технических систем и связей при штабе Погранохраны. Когда реновировалась система видеонаблюдения на контрольных пунктах с российской границей. Далее Доникс служил Латвии в должности заместителя начальника Рижского территориального управления погранохраны.
«Это была очень непростая работа. Самое главное – аэропорт, откуда улетали «шишки»… У них же нимбы над головой, а их не всегда разглядишь – чуть что не так, сразу звонки министру, – вспоминает Леонард. – Но еще сложнее было работать с центром нелегалов в Олайне, куда народ попадал не по своей воле. Клиенты центра – люди разных национальностей, многие с уголовным прошлым, вели себя развязно, не выполняли требований быта. При наведении порядка пригодился мой опыт в отношении армейской "дедовщины". Но для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, потребовалось два года, за которые было отремонтировано и реконструировано здание центра, заработала библиотека, появился теннисный стол и др. позитивные новшества. Кроме того, с учетом специфики объекта окна обеспечились решетками, территорию обнесли проволокой, что положило конец побегам.
Моя в общей сложности 33-летняя служба завершилась в 2008-м в должности начальника Даугавпилсского управления Государственной погранохраны. Одно время это было очень большое подразделение – от Шкяуне до Айзкраукле, в подчинении находилось около 600 человек. Даже при двух заместителях работа очень беспокойная», – говорит полковник Леонард Доникс, человек, которого всегда отличало личное отношение к делу.
«Меня изначально научили штабной культуре, когда прежде всего назначаются приоритеты, главенствует системный подход. Я люблю и считаю важным наводить порядок везде, в том числе в домашнем шкафу. У меня все по направлениям и друг за другом. Вообще-то, такое качество весьма редкое для мужчины. В любом деле, которое мне поручалось, я сначала искал недостатки, где и что недоделано, чтобы оперативно устранить, исправить. По натуре я осторожный оптимист – готовлюсь к худшему, надеясь на лучшее», – признается Леонард, отдавший значительную часть своей жизни пограничной службе. На границе когда-то служил его отец…
Памятник при жизни
Все имеет свои истоки, в том числе и страсть к коллекционированию. Будучи школьником, Леонард увлекался собиранием старых монет, этикеток со спичечных коробков, банкнот. Сейчас называет коллекционирование юных лет «вялотекущим». Учеба в военном училище, последующая служба надолго отодвинет эти монетно-банкнотные увлечения. Искра коллекционирования вновь вспыхнет только в 1994-м, когда Даугавпилсский батальон Погранохраны закажет свой отличительный знак, который по эскизу изготовят в Риге. «Помню, как я держал его в руках и он мне очень нравился.
Аусеклис цвета латвийского флага, герб Даугавпилса, виньетка в виде дубовых листьев… Что-то затрепетало внутри. А тут вскоре знакомый, попавший в затруднительное материальное положение, решил продать свою коллекцию военных знаков. Их было где-то около 20 штук. Я купил, и пошло-поехало. Стал собирать соответствующую информацию…»
Награда – это признание заслуг человека, его полезной деятельности, благородных поступков. Иногда награда становится символом смелости и мужества, проявленных в интересах государства и существующей власти. Спрашиваю у коллекционера: «Какими наградами из представленных в музее вы гордитесь больше всего?» – «Своими!» – не задумываясь отвечает полковник. И правда, человеку есть чем гордиться. В составе частной коллекции Доникса личные награды, полученные во время службы в Латвии, когда на разных этапах он был удостоен 10 знаков отличия. Самой дорогой наградой считает нагрудный знак от Министерства обороны. И еще памятную золотую награду от МВД за организацию устранения последствий утечки нефтепродуктов из белорусского нефтепровода в Западную Двину/Даугаву. Погранохрана тогда обеспечивала своими катерами и людьми. Есть у полковника и специальная награда за выполнение требований шенгенских руководящих документов при организации службы на границе. Заслуженных наград много, но, как пояснил Леонард, разрешается носить только один военный знак на выбор. В настоящее время в коллекции Доникса порядка 400 знаков военных и военизированных формирований Латвийской Республики. Коллекция эксклюзивная, что и говорить! Но, привыкнув доводить каждое дело до логического завершения, шесть лет тому назад Доникс взялся за создание каталога имеющихся у него военных знаков.
Итогом стала книга «Каталог знаков военных и военизированных подразделений 1990–2014», которую вполне можно назвать прижизненным памятником ее создателю, сегодня полковник держит этот труд в руках с сознанием выполненного долга. Соавтор систематизированного каталога, куда вошли награды Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, – коллекционер из Резекне Язеп Бульс.
Иллюстрированная книга, вышедшая в твердой обложке тиражом всего 50 экземпляров, – настоящий кладезь информации для коллекционеров и всех, кто интересуется военными наградами ЛР в указанный период. Издание вышло в сентябре этого года. Сегодня Доникс вовлекается в следующую тему – на этот раз коллекционер загорелся желанием издать каталог наград Латвийской Республики периода 1918–1940 гг. Как видим, жизнь на пенсии может быть очень плодотворной. При условии, что у человека есть интересное дело, он и сам становится интересным людям.
Леонард признается, что ему было трудно отвыкать от беспокойных служебных будней, выйдя на пенсию по выслуге лет, первое время невольно продолжал ждать звонков. Сегодня его работа – компьютер, за которым Леонард проводит 4–6 часов ежедневно в поисках нужной информации, тематической переписке. В весенне-летнее время жизнь разнообразят дачные труды. На участке Доника произрастают и содержатся в образцовом порядке фруктовые деревья. «У меня растут яблони, сливы, черешня, вишни… Были и груши, да на них повадились осы. Никак не мог с ними справиться, легче было от груш избавиться. Теперь на месте, где они росли, – баня», – повествует Леонард.
Но в конце нашей беседы мы как-то опять возвращаемся к теме патриотизма, которой, кстати, дача, обихоженная собственными руками на исторической родине, никак не противоречит.
«Патриотизм – это состояние души. Я всегда стремился в Латвию. Омская область – всего лишь место моего рождения, в душу оно не вошло…»