Слушателями и зрителями стали ученики средней школы Centra. В начале своего доклада, сопровождавшегося показом фотодокументов на экране, Людмила Жилвинская напомнила: русская культура является традиционной для Латвии, у нее богатая многовековая история. В Даугавпилсе мирно проживают более 30 национальностей, благополучно соседствуют разные конфессии. Город символизирует уникальная в своем роде Церковная горка.
ВЕРА
Говоря о местных православных храмах, Жилвинская остановилась на храме Св. Николая Чудотворца (на Гриве), автор проекта которого – синоидальный архитектор РПЦ Владимир Шервинский (1894–1975). По проектам Шервинского в Латвии было возведено более 25 православных храмов, 10 из них – в Латгалии. Что же касается православного собора Св. Александра Невского, то он был построен по проекту архитектора И.Т. Таманского в русско-византийском стиле (1856–1864). С этим храмом связаны судьбы выдающихся священников. Так, в Александро-Невском храме служил о. Федор (Румянцев), он же преподавал Закон Божий в женской гимназии. В 1961 году храм был закрыт, после чего здание использовалось в качестве выставочного зала, а в 1969 году его взорвали. Во время экспедиции, связанной с изучением старых кладбищенских памятников, музейщикам удалось обнаружить могилу о. Федора на православном кладбище. Батюшка был расстрелян большевиками в 1919 году.
Газета «Двинский голос» (1930) рассказывала, что после расстрела тело Ф. Румянцева было сброшено в прорубь на реке. Прихожане, получив разрешение на погребение, перенесли останки для отпевания в православный собор Св. А. Невского. В момент выноса тела в храм ворвался отряд красноармейцев, гроб с покойником и присутствующее духовенство было арестовано. Всех задержанных отвели в ЧК, а тело протоиерея Румянцева отправили на кладбище под конвоем красноармейцев. Гроб бросили в яму и наспех засыпали землей. Величественный крест на могиле появился лишь в годы независимой Латвии. В храме Св. Александра Невского несколько позднее служил диакон Геннадий Чапля.
Окончив Двинское реальное училище, он поступил в Даугавпилсскую народную консерваторию. Был основателем, а затем и директором Даугавпилсской метеорологической службы, работу совмещал со службой в Александро-Невском соборе. Г. Чапля погиб в лагерях НКВД (1942).
В 1660 году близ Динабурга, в деревне Лигинишки, была построена первая староверская моленная, просуществовавшая по 1837 год. Сегодня на территории Даугавпилса насчитывается 6 староверских храмов: в Гайке, на Гриве, на Юдовке, в Нидеркунах, на Старом Форштадте, а также Новостроенский храм Рождества Богородицы и Святителя Николы.
КРЕПОСТЬ
Самым выдающимся памятником нашего города, безусловно, является Динабургская крепость – образец фортификационного искусства первой половины XIX в. На территории крепости, вблизи собора (ныне не сохранившегося), похоронен один из ее комендантов, генерал-майор Георгий Пиленко (1817–1884). Примечательно, что Г. Пиленко был награжден главным австрийским орденом «Желтой короны» (1849) за участие в подавлении революции 1848–1849 гг. в Венгрии, бриллиантовым перстнем с изображением царского вензеля – знаком особой монаршей милости. Последним комендантом русской крепости (1906–1916) стал генерал-лейтенант Генштаба Иван Львов (1857–1925), выпускник математического факультета Императорского Московского университета. Последний комендант оставил важнейший памятник культурного наследия – книгу по истории крепости, охватывающую период с начала ее строительства до Первой мировой войны.
Этот труд («Крепость-склад «Двинск») был издан в 1915 году в типографии городской газеты «Двинский листок». Интересно, что в инженерной команде Динабургской крепости в 1826–1827 гг. служил Дмитрий Александрович Брянчанинов (1807–1867), позднее ставший епископом Русской православной церкви, богословом, духовным писателем и проповедником, известным под именем о. Игнатий. Игнатия Брянчанинова отличала высокая духовность, благородство и проницательный ум. Он вел строгую аскетическую жизнь. В 1988 году отец Игнатий был причислен к лику святых. Существует икона Святитель Игнатий. Многочисленные письма епископа собраны игуменом Марком Лозинским в сборнике «Избранные письма епископа Игнатия (Брянчанинова)» к столетию блаженной кончины подвижника Русской православной церкви. Собрание писем состоит из трех объемистых машинописных томов.
– Не все прибывали в крепость по своей воле, – указывает Л. Жилвинская. – С утратой военного значения крепость стала использоваться как склад и тюрьма для политзаключенных. Среди знаменитых узников нашей крепости был и ученый, поэт, писатель Николай Морозов. В Шлиссельбургской крепости он создал 26 томов научных и литературных трудов, в 1906 году (без защиты диссертации) Морозову была присуждена степень доктора наук. В Двинскую крепость он был помещен в 1912 году за сборник стихов «Звездные песни». Стихи признали «возбуждающими к учинению бунтовщического деяния и ниспровержению существующего в России государственного и общественного строя». В Двинской крепости Морозов занялся исследованием проблем авиации и воздухоплавания, а также изучением… библии. Изучал древнееврейский язык, написал ряд повестей. В крепости Морозов провел около 8 месяцев. С 1918 года и до конца жизни возглавлял Естественно-научный институт им. Лесгафта.
Крепость поражала не только своими укреплениями, но и красотой внутренней застройки. Архитектором многих зданий являлся Александр Штауберт, создавший и здание Арсенала, в котором ныне обосновался Центр М. Ротко.
По проекту А. Штауберта был построен также военный госпиталь на 500 мест. Здание строилось с 1820 по 1827 год и во все времена служило по своему прямому назначению. В период Первой мировой в госпитале на излечении находились служащие Русской армии, тогда как для немецких военнопленных действовало специальное отделение. В 1920–1930 гг. в госпитальном здании располагалась военная больница Латвийской армии. Во время Второй мировой войны оно использовалось германскими оккупационными войсками как госпиталь. В мирное время крепостной госпиталь принадлежал Министерству обороны СССР, его деятельность прекратилась только после вывода военного училища с территории Даугавпилсской крепости.
ЛЮДИ
Архитектор А. Штауберт проектировал и здания в центре города, являющиеся сегодня памятниками архитектуры. Так, административные здания и здание гимназии (позднее было преобразовано в реальное училище) представляют собой единый архитектурный ансамбль в стиле ампир, или позднего классицизма. Здесь в свое время учились многие известные люди: писатели Добычин, Кононов, дипломат Юренев, военачальник Уборевич, ученый Гребницкий, русский публицист, редактор периодического издания на русском языке «Рижский вестник» Евграф Чешихин и др.
С целью предохранения города от наводнений в 1841 году по проекту русского инженера П. Мельникова (1804–1880) была сооружена дамба протяженностью около 7 км. Долгое время она называлась Николаевской, так как сооружалась по указу императора Николая I.
Перечислять заслуги русских, приложивших своих знания и умения к развитию нашего родного города, к его красоте и благоустройству в самых различных областях, можно бесконечно. А скольким талантам – уроженцам Динабурга-Двинска-Даугавпилса город дал путевку в жизнь! Можно вспомнить создателя парашютного спорта в СССР Леонида Минова, физиолога, академика АМН СССР Петра Купалова, литературоведа Эдуарда Мекша (родился в Ленинграде), прозаика Владимира Крымова, дрессировщика Степана Денисова, олимпийского чемпиона 1988 года Афанасия Кузьмина и сотни других, через чьи биографии так или иначе проходил город! И конечно, включить всех в один обзор невозможно, – заключила Людмила Жилвинская. После чего началась творческая часть мероприятия.
ПЕСНЯ
2014 год – юбилейный для Центра русской культуры Даугавпилса, в связи с чем активизируется его сотрудничество с различными общественными организациями и культурными учреждениями. Наследие русской культуры в Даугавпилсе – это и русские народные песни. В этот раз они прозвучали в исполнении фольклорного коллектива ЦРК «Русичи» – художественный руководитель Татьяна Зубкова. Старейшей участнице «Русичей» Манефе Михайловой сегодня 92 года, по сравнению с ней остальные еще вполне себе молоды. Говорят, хорошая русская песня препятствует старению, так что берите пример и пойте себе на здоровье!
Исполненные с огоньком песни заметно подняли настроение юных – на серьезных до сего момента лицах заиграли улыбки. В числе представленных номеров была старинная песня про то, как «сына маменька жанила». Уточнялось, что песня эта родилась в Латгалии, в староверской среде.
Солистка «Русичей» Людмила Ященкова удивительно звонко пропела «Субботею». Но самый веселый момент выступления этого коллектива в кокошниках был связан с приглашением из зала «красивого мальчика», после чего приглашенного стали ласково величать «селезнем». «Селезня» со всех сторон обхаживали «утицы», приговаривая: «Чернобровый мой, черноглазый мой». Уж в какие только наряды «селезня» не облачали! Даже нарядным кушаком подпоясали! «Селезень» такого внимания несколько стеснялся, но в целом было видно, что процесс парню нравится. Зрители вообще пребывали в восторге и спешили снять русский обряд на мобильные телефоны.
Заключительным аккордом к мероприятию «прозвучали» юбилейные пряники от Русского дома, которыми в этот мартовский день одаривались все присутствующие.