Реставрация храмовой иконописи состоялась благодаря отзывчивости и материальной поддержке Государственного фонда капитала культуры Латвии (Valsts Kultūrkapitāla fonds). Храм Св. апостолов Петра и Павла в Даугавпилсе хранит немало образов святых, дошедших до наших дней из отдалившегося прошлого. К сожалению, время и обстоятельства оставляют свои следы на иконописных божественных ликах…
– Но ведь так хочется, чтобы все иконы в храме выглядели благообразно, – говорит магистр реставрации живописи Анджелика Чибеле-Макаревича.
– Когда образ «здоров», от него исходит больше духовной энергии, обращенной к людям. Однажды священник из Лауцесе сказал мне: «Святой образ должен быть таким, чтобы хотелось опуститься перед ним на колени для молитвы».
Настоятель храма Св. апостолов Петра и Павла протоиерей Иоанн выбрал для реставрции икону «Богоматерь с младенцем». Анджелика рассказывает, что до реставрации внешний облик образа представлялся печальным – под толстым слоем темного лака трудно было разглядеть Мадонну с младенцем Иисусом. Когда образ был извлечен из киота, оказалось, что для закрепления его на подрамнике нет возможности, так как ранее холст закреплялся фрагментарно, из-за чего его плетение было волнистым. При реставрационной работе в этом отношении радовало лишь то, что сам холст являлся достаточно крепким. Новый подрамник для святого образа изготовил мастер по дереву Андрей Смородкин, приступивший к работе со словами: «Я человек православный, я буду стараться».
Расчистка от лака поверхности холста выявила, что нижняя часть фона сохранилась лишь частично. Оказалось, что темный лак скрывал под собой старую расчистку, хотя на первый взгляд это было незаметно. К сожалению, образ не содержал подписи иконописца. В православных традициях не было принято подписывать иконы, считалось, что рукой иконописца движет Дух Святой, и подписывать икону есть своего рода гордыня. Поэтому нам известно так мало имен иконописцев. Тот, кто трудился над образом Богоматери с младенцем Иисусом, заслуживает всяческих похвал и за мастерство, и за видимый опыт, и за знание православной классической традиции в живописи. От рукописного образа исходит благотворная энергетика и умиротворение. В ходе реставрации он был дублирован (наклеен на новый холст», приведен в порядок красочный слой. После чего икона будто приблизилась к прихожанам, представ в найденном безымянным автором чудном сочетании цветов и тональных эффектов. Настоятель храма о. Иоанн остался весьма доволен возрождением иконописного образа, который сегодня можно увидеть недалеко от алтаря.
– Предполагаемое время написания иконы – начало XIX века. Анализируя стилистику образа и вспоминая при этом «Богоматерь с младенцем» (1806–1809) О. Кипренского из северных врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, скажем, что Динабургскую Богоматерь с младенцем отличает более сдержанная, скромная фигуральная композиция. Динабургская Мадонна предстает в одеждах красного, синего и изумрудного цвета, символизирующего христианскую веру. Но изумрудная зелень также символизирует весну, возрождение, утверждает начало нового, постоянство любви. И если Ченстоховскую мадонну называют «Черная Мадонна», то Даугавпилсская мадонна вполне может именоваться «Изумрудная». Примечательно, что фон иконы Ченстоховской Богоматери с младенцем также изумрудного цвета. Мир может и должен быть прекрасным, – говорит Анджелика Чибеле-Макаревича, прилагающая немало усилий, чтобы это было именно так.