Обратите внимание: материал опубликован более чем двенадцать лет назад

Солдат Янис Войткевич: Прерванная жизнь

Солдат Янис Войткевич: Прерванная жизнь
"Небеса, небеса,забирают от нас Самых близких людей, самых верных друзей. Небеса, небеса,но мы верим, что там, Высоко в небесах,есть души нашей храм"... Когда из жизни уходит человек, а тем более молодой, полный сил и энергии, в душе всегда остается горький, порой необъяснимый осадок.Для родных же и близких – это большое горе, которое невозможно передать словами.

На прошлой неделе родные и близкие, друзья и сослуживцы проводили в последний путь хорошего человека, преданного друга, любящего сына, брата, мужа и отца капрала 1-го пехотного батальона Сухопутных войск НВС (LATBAT) 29-летнего Яниса Войткевича. Отпевание проходило в католической церкви в Элерне. Там, где когда-то Янис венчался со своей женой… Из Элерни колонна машин и трех автобусов с бойцами LATBAT направилась на кладбище в Деменскую волость.


«СКЛОНЯЮ ГОЛОВУ»


На церемонию прощания с молодым человеком, погибшим при выполнении своего солдатского долга, прибыл и министр обороны ЛР Артис Пабрикс. Надо отметить, что министр выглядел несколько смущенным и отказался сказать несколько слов побывавшим на похоронах журналистам компании Dautkom. К слову, после трагедии в горах Гори, в результате которой погиб Янис Войткевич, А. Пабрикс распорядился провести специальное служебное расследование. Как рассказала глава отдела прессы департамента по связям с общественностью Даце Анкипане, после окончания расследования будет решаться вопрос о выделении компенсации родным в связи с гибелью военнослужащего.


Капрал Янис Войткевич скончался 1 августа в госпитале вооруженных сил США в Ландштуле (Германия).


С 16 июля по 3 августа в Сачхере (Грузия) бойцы LATBAT обучались военному альпинизму по программе НАТО «Партнерские отношения – миру». Шел 9-й день военных учений. Во время выполнения очередного задания Янису вдруг стало плохо. Ему была оказана первая медицинская помощь, после чего его госпитализировали в Гори. Однако состояние военнослужащего оставалось тяжелым, поэтому 27 июля было принято решение отправить его в госпиталь США, расположенный в Ландштуле. Лучшие военные медики вооруженных сил США, находящиеся в Германии, сделали все возможное, но спасти жизнь латвийскому солдату не смогли.


По официальной версии, распространенной НВС и Министерством обороны, у Яниса констатировали перегрев организма. Однако сослуживцы по-прежнему в шоке от того, как такое вообще могло произойти.


По словам командира LATBAT майора Мариса Утинанса, перед учениями была проведена основательная подготовка, личный состав был проинструктирован, как действовать в той или иной обстановке. Во время учебных занятий постоянно начеку был медперсонал. Более того, Янис был опытным инструктором, за плечами которого – две миротворческие миссии в Афганистане.


Семья Войткевичей живет в Даугавпилсском крае. По словам управляющего волости Николая Полтавца, Войткевичи всегда были на хорошем счету. Янис окончил Земгальскую среднюю школу и сразу ушел служить в армию. Это был один из последних призывов на срочную службу в латвийской армии. Военная служба пришлась Янису по душе. Отслужив положенный срок, он остался на «сверхсрочку». Профессиональным солдатом Янис Войткевич является с 2006 года.


Быстро постигая военные навыки, он всегда четко выполнял поставленные задачи, за что удостоился многочисленных наград от командования НВС и 1-го пехотного батальона (в том числе за участие в международных миротворческих операциях, знаками почета «За усердие» и «За военные заслуги» и др.). Для Яниса не существовало понятия «учебная тревога». Даже к самому, казалось бы, банальному учебному процессу он относился как к самой что ни на есть боевой задаче. Во время учений в Грузии Янис Войткевич шел выполнять задание – как в бой. Только из этого боя он не вернулся…


Постоянным местом дислокации 1-го пехотного батальона является военный городок Кадага, построенный еще советскими военными – местечко возле адажского полигона (в советское время – Адажи-2) на левом берегу Гауи в 3 км от краевого центра Адажи. Военный городок состоит из нескольких поселков, в которых проживает около 2 тыс. жителей. Именно здесь Янис встретил любовь всей своей жизни, которая в скором времени стала его женой. Вот только их совместная счастливая жизнь оказалась недолгой...

 

В связи с гибелью капрала Яниса Войткевича соболезнования родным и близким выразили президент страны Андрис Берзиньш и командир НВС генерал-майор Раймондс Граубе.


– Сегодня склоняю голову и в мыслях я вместе с семьей Яниса Войткевича, его сослуживцами и близкими друзьями. Работа воина связана с самым большим риском – жертвованием жизни во имя безопасности и мира. Солдат Национальных вооруженных сил Латвии отдал свою жизнь, ответственно и смело принимая участие в операции союзных войск и готовясь к новой миссии, новым профессиональным вызовам. Мы всегда будем гордиться его солдатскими буднями, любовью к Латвии и самоотверженностью, – подчеркнул президент в своем письменном соболезновании.


Редакция газеты «СейЧас» и коллектив компании Dautkom также выражают соболезнование родным и близким безвременно ушедшего из жизни Яниса Войткевича.

ИЗ ИСТОРИИ БАТАЛЬОНА


Днем рождения 1-го пехотного батальона (LATBAT) считается 30 апреля 1992 года, когда приказом министра обороны №74 в Сужах был создан разведдесантный батальон Сухопутных сил ЛР. В 1998 году, соответственно изменившимся задачам, его название было изменено на Разведдесантный батальон/Латвийский батальон миротворческих сил (IDB/LATBAT), а 17 октября 2000 года на базе IDB/LATBAT был образован 1-й пехотный батальон Сухопутных сил Национальных вооруженных сил Латвийской Республики – LATBAT. Девиз LATBAT – Primus inter pares (Первый среди равных). В 2008 году командиром Сухопутных сил НВС ЛР был назначен полковник Дзинтарс Рога, которому был вручен символ Пехотной бригады Сухопутных сил – маршальский жезл. Бойцы LATBAT принимали участие во многих миротворческих операциях в разных горячих точках.

И ГИБНУТ ЛЮДИ


Отметим, что за последние семь лет во время учений (все на полигоне в Адажи) произошло несколько трагических случаев, когда гибли и тяжелые ранения получали как военнообязанные, так и гражданские лица. Правда, происходило это уже по вине самих пострадавших.
В октябре прошлого года во время учений 17-го батальона противовоздушной обороны Земессардзе на полигоне взорвался снаряд. Ранения получили 9 ополченцев, трое из которых в тяжелом состоянии были госпитализированы. Один из ополченцев, Илмарс Митенбергс, от полученных ранений скончался в больнице. Как в ту пору проинформировало руководство НВС, в рюкзаке одного из ополченцев взорвался снаряд, найденный и подобранный земессаргом на полигоне.


Весной 2005 года перед плановыми учениями на полигоне в Адажи была проведена проверка территории. Во время обхода военные обнаружили изуродованные трупы жителей Кадаги. Мужчины 1977 и 1976 гг. р. подорвались на снаряде. В ходе расследования было установлено, что они и еще один местный житель (он ушел с полигона раньше) выпивали и в поисках металлолома незаконно проникли на территорию военного объекта, где нашли неразорвавшийся снаряд. Во время его «нейтрализации» и произошел взрыв.
В феврале 2008 года во время ночных стрельб в результате несчастного случая пулевое ранение получил боец 1-го пехотного батальона. Тогда же в авторемонтных мастерских по неизвестным причинам взорвался автомобильный аккумулятор. Легкие ранения получил один из военнослужащих.


В августе 2008 года рано утром по дороге из базы на полигон произошла авария военного внедорожника Mercedes. Автомобиль, перевозивший солдат, на скорости врезался в дерево. Пострадали 10 военнослужащих, двое из которых с тяжелейшими травмами были госпитализированы. Спустя несколько дней один из них, Мартиньш Гайлис, скончался не приходя в сознание. Райвис Медниекс умер в больнице через полтора месяца после ДТП.


В ноябре 2008 года на полигоне во время взрыва легкие ранения получили два солдата. Они взломали склад боеприпасов, где и произошел взрыв.


Еще один случай гибели военнослужащего произошел в 2007 году. Правда, на этот раз не на полигоне в Адажи, а под Мадоной. Во время взрыва 50-миллиметрового снаряда времен Второй мировой войны в своей мастерской погиб старший сержант роты по нейтрализации невзорвавшихся снарядов.