Обратите внимание: материал опубликован более чем тринадцать лет назад

Как Лауциньш стал на Кубе пиратом1

Как Лауциньш стал на Кубе пиратом
Наш известный земляк актер Юрис Лауциньш вернулся с Кубы, где снимался в новом историко-приключенческом фильме.

С Лауциньшем всегда так: не знаешь, в каком состоянии встретишь в следующий раз. Вот только видели его на экране ОРТ в передаче «Доброе утро» – в белом джемпере, элегантный, как рояль, рассказывает о своем участии в сериале «Побег». А через несколько дней попадается на улице – страшный, как бомж, нетрезвый и несчастный. В последний раз он покинул город, так и не выйдя из запоя… И вдруг появляется: красивый, загорелый, полный идей и творческих планов. Два месяца провел на Кубе – весь под впечатлением. Но сначала – несколько слов для тех, кто не знает Юриса Лауциньша.

ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ


Сниматься в кино он начал еще в студенческие годы – вместе с Караченцовым, Визбором. После фильма «Миг удачи» стали узнавать на улице. Его однокашники по Щукинскому училищу – Харатьян, Гордон.


Юриса уже в 77-м отчислили за пьянку. Его периодически восстанавливали – за талант, и выгоняли – за нарушение дисциплины. В промежутках он работал проводником, занимался золотодобычей в Кызылкуме, поиском алмазов на Печоре. И, конечно, служил в театрах – в Челябинском и Рижском ТЮЗах, в Брянском драмтеатре, в Ярославском академическом театре им. Ф. Волкова, в Даугавпилсском драмтеатре. Все та же история: за талант принимали, за пьянку увольняли.


В 2005 году казалось, что трагический финал близок. Жена ушла, все знакомые отвернулись, ночевал где придется. И тут раздался телефонный звонок. Алексей Герман, приступавший к съемкам фильма «Трудно быть богом», увидел фото Юриса Лауциньша и приказал найти этого актера. Его отыскали в Даугавпилсской психбольнице под капельницей и предложили роль. И уже через несколько дней он был в Питере на съемочной площадке. Российские друзья-актеры порой обижаются: «Мы на пробы ходим годами, а этот вынырнул неизвестно откуда – и предложения посыпались одно за другим».


Юриса без проб пригласил в свою картину «Глянец» Андрей Кончаловский. Только в 2007 году актер снялся почти в десятке фильмов и сериалов, среди которых телесериал «Прииск», детективный сериал «Попытка к бегству», новая экранизация романа Достоевского «Преступление и наказание», детектив «Гончие», где Юрис Лауциньш исполнил роль матерого зэка. Но настоящая популярность пришла после сериала «Побег».

НА ФАБРИКЕ ГРЕЗ


– Юрис, ты в середине семидесятых начал сниматься в кино, потом выпал из процесса – и вдруг снова оказался на «фабрике грез». Что изменилось?

 
– Технологии, конечно, совсем другие. Я в юности играл горнолыжника, хотя не умел стоять на лыжах. И все было просто: до пояса снимают меня, а ноги в кадре – каскадера. Теперь могут такие виртуальные эффекты создать, что ты на экране будешь на лыжах через пропасти летать. Но самое главное, конечно, в другом.

 

Сейчас на первом плане – коммерческий успех. Было режиссерское кино, стало – продюсерское. Продюсер дает деньги, он решает все. Кто будет играть в главных ролях, то есть на кого пойдет зритель. Сколько времени отводится на съемки. Например, если это мыльная опера, то серию надо снять за пять дней. Ни одним днем больше. Значит, съемки – по 12 часов в день. Все расписано по минутам. Только очень немногие, например Юрий Герман, могут себе позволить творческий поиск длиной в 13 лет.

 

– Фильм «Побег» основан на знаменитом американском сериале «Побег из тюрьмы». Там персонаж вроде твоего Соломона возится с котом, а ты таскаешь на плече крысу. Котов не любишь?

 
– Во-первых, я не уверен, что в российской тюрьме разрешают в камере держать кота, а про то, что приручают крыс, – слышал. Во-вторых, заставить кота подыграть актеру – сложно, это животное предпочитает жить по своим правилам. Поэтому я предложил крысу. Ее купили в зоомагазине, назвали Беня. Она и сейчас живет в доме у звукооператора. Образ получился выразительным, поскольку меня в разных местах, даже в бане, незнакомые люди встречают словами: «А где крыса?»

 

– В этом фильме ты снимаешься вместе с еще одним даугавпилчанином Евгением Мундумом. Знаю, что вы дружите. А как в таком сложном проекте складываются отношения между актерами?

 
– Именно на этом фильме сформировалась великолепная команда. Возможно, потому, что съемки были трудными. На «Мосфильме» построили два павильона – тюрьма внутри и снаружи. Было то самое лето, когда смог окутал Москву. Жара, духота, и по шесть часов ползать по трубам, веревкам – это каторга еще та. А исполнитель главной роли Юрий Чурсин приходил в 7 утра, и ему несколько часов рисовали сложную татуировку на спине и руках. Потом уже сделали нарукавники с рисунком, и хотя бы иногда можно было обойтись без такого грима. Всякая трудная работа сближает. Все помогали друг другу как могли.

КУБА, ЛЮБОВЬ МОЯ!


Очередной проект, в котором участвует наш земляк, – это фильм «Золото Глории». Содержание картины – коммерческая тайна, так что единственное, что удалось вытянуть из Лауциньша, – это история про пиратов, настоящий вестерн. Действие происходит в XVII веке. Юрис играет боцмана на пиратском корабле. Режиссер картины – Алексей Холмогоров. В ролях в «Золоте Глории» задействованы Евгений Стычкин, Павел Майков, Сергей Газаров и другие.


– Имена известные. Никто не страдает «звездной болезнью»?

 
– Да ты что, отличные ребята. На Кубе все хорошо, кроме кухни, готовить там совсем не умеют. А я – кулинар.


– Помню, на канале DAUTKOM рассказывал, как готовить солянку…


– Это не единственный мой фирменный рецепт. Например, берешь обыкновенный лаваш, намазываешь паштетом или сырной массой с овощами, сворачиваешь и кладешь в холодильник на ночь. Утром нарезаешь ломтиками – отличный завтрак. Вот все и приходили ко мне в номер – поживиться чем-то съедобным. Хорошая обстановка была на съемках.


– А почему Куба?


– Естественно, для фильма о пиратах нужны пальмы и море. Куба – это дешево, даже с учетом дороги. Поэтому там снимается много фильмов. Вообще Гавана на меня произвела сильное впечатление. С одной стороны – полная нищета. Средняя зарплата – около 20 долларов. По улицам ездят машины, которым не меньше тридцати лет, такие мастодонты ржавые. Магазины пусты, как в советское время, надо побегать и поискать яйца, молоко, кур. Помнишь, раньше были магазины для иностранцев, где все продавали за специальные боны? Вот и в Гаване такая система.

 

Туристов много, и кубинцы делают для них сувениры из всего, что есть под рукой, даже бусы из косточек от фруктов. Но при этом люди настолько открыты и приветливы, веселы и гостеприимны, что невольно думаешь – а может, и не нужны эти проклятые деньги, чтобы не было зависти и корысти? Ко мне в гости приехала дочь Инта. Она просто не могла там ходить по улицам. Нет, никто не пристает, ближе двух метров не подходят. Но при этом не просто говорят комплименты, а буквально идут следом, поют под гитару в ее честь, устраивают целые концерты. Там принято выражать свои эмоции, а не скрывать их. И это очень здорово. Инта в итоге уже в Риге отправилась в кубинский клуб, говорит, что скучает по этой атмосфере.


– Традиционный вопрос: каковы планы?


– Уже приглашен сниматься в двух фильмах, так что вылетаю в Москву…