Обратите внимание: материал опубликован более чем тринадцать лет назад

"Итак, она звалась Татьяной…"1

"Итак, она звалась Татьяной…"
Одна из успешнейших даугавпилсских бизнесвумен родилась в лесу, в шаге от торфяных разработок, куда ее родители поехали в 1959-м подзаработать на житье-бытье. Впереди – достоверные факты биографии Почетной Даугавпилчанки Татьяны Доворецкой, руководителя фирмы «Магистр», которая вот-вот отметит свое двадцатилетие.

В оформлении пространства помещений Доворецкая предпочитает светлые тона, ее любимый цвет – белый. Белыми орхидеями встречает «Магистр» у входа, предвосхищая надежные корабельные канаты, с которыми связывается успешный бизнес супругов Доворецких, а значит – большая часть их жизни.

 

Когда несколько лет тому назад Татьяна встречалась с выпускниками Рижского политехнического института, в котором кода-то училась, те недоверчиво спрашивали: «Таня, ты, правда, президент компании "Магистр"?» Поверить в то, что «самая тихая девушка с родинкой» возглавила не последнее в Латвии предприятие, действительно было сложно. Кстати, той примечательной родинки на лице у Татьяны больше нет, она оказалась опасной для жизни и была благополучно удалена.

 

«В какую баню пойдем?»

 

Танечка появилась на свет в Островском районе Псковской области. Девочка родилась досрочно, крошечным существом, не приспособленным к жизни. Отец, как умел, завернул дочку в платок и поехал с ней в ближайшую сельскую больницу. Врачи, осмотрев, сказали: «Ребенок не жилец, оставляйте…»  Но родитель, которому после этих слов терять уже было нечего, отвез дочь к матери жены – Екатерине Самсоновне, которая дите и выходила. Происходившая из потомственных дворян, Екатерина Самсоновна навидалась на своем веку всякого. Примечательно, что эта волевая женщина отличалась миниатюрной ножкой 33-го размера и косой до пояса. Имея опыт выживания с шестью собственными детьми во время войны, она и внучку отстояла у смерти.

 

Через год родители Тани в составе строительной бригады переехали на работу и жительство в латгальскую Мадону. К этому времени семья Алексеевых пополнилась братом Татьяны Анатолием, он по сей день живет в Мадоне – родная сестра позаботилась о его благополучном быте. Живет в Мадоне и мама Доворецкой – Мария Михайловна.

 

А тогда, в 1960-м, Мария Михайловна устроилась в Мадоне на хлебокомбинат пекарем. Эта работа аппетитно пахнет, да много труда требует, порой не женского…

 

Таня проживала у бабушки, перебравшейся во Псков, до шестилетнего возраста. Родители забрали дочку к себе, когда для той подоспела пора идти в первый класс, но и потом девочку отправляли на лето к бабушке, чему обе были несказанно рады. Екатерина Самсоновна научила Таню многому, в том числе печь пироги. Татьяна помнит, как они с бабушкой решали, в какую баню идти в субботу: на Фрунзенской, на Советской или в ту, что на улице Космонавтов? Это бабушка окрестила внучку в Троицком соборе Пскова.

 

Русская средняя школа в Мадоне располагалась в здании ранее действовавшей здесь первой Прибалтийской женской гимназии. По воспоминаниям Т. Доворецкой, Мадона во время ее школьных лет представлялась творческим городком – действовали танцевальные коллективы, художественные школы, всевозможные кружки. На праздник песни собирались тысячные хоры. Светло и дружно отмечалось 9 Мая, да и другие праздники объединяли всех. На Лиго жечь костры собирался весь город. И кто придумал, что Лиго при Советах не праздновалось?!

 

«…Не надо поступать в эту школу»

 

До 5-го класса Татьяна была стеснительной, тихой девочкой, к тому же малоразговорчивой, пока однажды на субботнике не вступилась отчаянно за подружку, «отходив граблями» второгодника, вздумавшего обижать Свету. Мальчишка, опешив, только и мог вымолвить: «Наконец-то она заговорила!» Но Таня не только «заговорила», она стала активисткой, спортсменкой, отличницей. В 8-м классе Алексеева – комсорг школы, где на тот момент больше тысячи учеников. Поэтому неудивительно, что именно Таню выбрали для поездки в Москву, где она фотографировалась у знамени Победы с Егоровым и Кантарией, водружавшими этот стяг над поверженным Рейхстагом.

 

Татьяна открыла маленькую тайну: сотрудники фирмы «Магистр», сообразно с возникшей традицией, возлагают цветы на братские кладбища в Даугавпилсе рано утром 9 Мая, еще до того, как начнутся официальные мероприятия. Не грех вспомнить и то, что «Магистр» ежегодно оплачивает взмывающий в небо городской салют вечером этого памятного дня. После поездки в Москву на старшеклассницу Т. Алексееву пришла разнарядка на поступление в Высшую партийную школу. Но директор Мадонской школы З.И. Циммер за плотно закрытой дверью своего кабинета сказала: «Девочка, не надо поступать в эту школу. Не надо строить свою жизнь на партийной основе – будет много разочарований». И Таня, прислушавшись, не поехала. На дворе стоял 1976 год, и слова директора отзывались большой смелостью.

 

С теплотой вспоминает Доворецкая  и учителя математики В.К. Котелович, которая была не только замечательным учителем, но и общественницей с массой идей. Благодаря Котелович школьный комитет комсомола имел свой счет в банке, на который поступали средства за работу по уборке урожая, выполненную учащимися, что тогда активно практиковалось. Накопления позволили приступить к строительству стадиона, приобрести музыкальные инструменты для школьного ВИА. На что потратить – деньги решали все вместе.

 

Бюрократия к исполнению

 

В 1977 году Татьяна поступает на факультет радиотехники Рижского политехнического института. На вступительном экзамене по физике справляется с заданием за 30 минут вместо отведенных 4 часов. Не решаясь сдать работу первой, замечает, что какой-то парень уже сдает задание как выполненное. Таня следует примеру и выходит за ним в холл. Это был судьбоносный выход – быстро соображающий абитуриент оказался Юрием Доворецким, ее будущим мужем, с которым они, поженившись на втором году учебы, вместе уже 30 лет и 3 года, совсем как в пушкинской сказке. Только богатство супругам досталось не от Золотой рыбки, а благодаря собственным стараниям. Хотя и без рыбки не обошлось: Татьяна – Рыба по гороскопу. Беременная дочерью, третьекурсница Доворецкая не брала академический отпуск. Это было непростое время, жили в Риге, у матери Юрия. Бюджет молодой семьи складывался из двух повышенных стипендий и помощи Таниной мамы. Однажды та прислала дефицитную марлю для подгузников. Но однокурсник Ваня Сдебский, оставленный на пару часов присмотреть за ребенком, накроил из нее масок. Ваню за самоуправство не казнили, но ругали крепко.

 

Окончив институт, Ю. Доворецкий выбрал НИИ связи. Татьяна стала старшим инженером Западного узла связи. Через год она, 24-летняя, возглавила цех АТС. В подчинении более 1000 человек. С тех пор у Доворецкой понимание того, что законы, какими бы бюрократическими они ни были, обязательны к исполнению. «Задача фирмы не должна ставиться под угрозу по причине неправильной организации бюрократической работы», – говорит она сегодня. Юрий, всегда мечтавший о науке, со временем обрел такую возможность в ДВАИУ, куда перешел преподавателем в 1985-м. Семья перебралась в Даугавпилс, пополнившись к тому времени вторым ребенком. Доворецкий совмещал работу с учебой в военной адъюнктуре. (В настоящее время он доктор инженерных наук). А Татьяна устроилась инженером на телефонную станцию нового поколения «Квант», где прославилась своими рацпредложениями. И тут в Даугавпилс поступила техническая новинка – два персональных компьютера, которые следовало изучить. В состав команды изучающих вошли и супруги Доворецкие. Чтобы «быть ближе к предмету», Татьяна перешла на работу в вычислительный центр Управления торговли. В конце 1980-х Доворецкие работают в кооперативе «Ада» – пишут компьютерные программы, обучают людей. Но в грянувшем 1991-м многое перестало действовать. Юрий вообще оказался в статусе оккупанта, при этом без военной пенсии, которую не успел заработать.

 

«В отличие от нас, неграждан…»

 

С целью выживания Доворецкие с единомышленниками решились на создание компании по продаже компьютеров. Возглавила ее Татьяна. Но при первых неудачах компаньоны откололись. Супруги остались одни на фоне разраставшейся заре капитализма. В поисках спасительной схемы остановились на торговле российским мазутом, чем заработали стартовый капитал. Потом поняли, что не смогут тягаться с госконцернами, и продали заправки. В 1996-м фирма «Магистр» переориентировалась на производство синтетических канатов, тогда в Даугавпилсе еще действовал завод Химволокна, а значит – сырье было под рукой. В Черепово заработал цех с внедренным оборудованием из Южной Кореи. Сегодня это полноценное современное предприятие, которое можно назвать показательным, впрочем, как и другие объекты Доворецких. Вилла «Ксения», автоцентр «Магистр», официальные представительства Škoda и Toyota в Латгалии. На фабриках в Даугавпилсе и Резекне трудятся 350 человек. «Этот год богат на юбилеи наших сотрудников. Поздравлять непременно еду сама. Люди это ценят, – улыбается Татьяна. – Фирму мы с мужем воспринимаем как ребенка, ведь она выращена с неимоверными трудностями…» – поясняет Доворецкая. Между тем, сегодня лучи даугавпилсских канатов дотянулись до самых разных стран мира. Их ждут в Европе, Африке, Австралии…

 

Доворецкие признаются, что много средств вложили в образование детей. Их дочь Ксения стала директором корпоративного отдела Королевского банка Шотландии (Royal Bank of Schotland). А сын Владислав – программистом, у него собственная фирма в Риге.

 

Замечательно, что при столь насыщенной деятельности у супругов остается время на хобби. Юрий увлечен энтомологией, а Татьяна выращиванием роз и коллекционированием бабок-ежек. Ее бабки-ежки исключительно с добрыми лицами. «Бабка-ежка незаслуженно превращена в злое существо, тогда как она прежде всего народная целительница», – утверждает Татьяна. А еще у Доворецких живут собака по кличке Деми Мур и кошка Джулия Робертс. «У наших животных европейские паспорта в отличие от нас, неграждан Латвии…» – с долей иронии замечают те, кто пополняет бюджет этой страны, предоставляя работу и социальные гарантии многим людям.

 

Статья в рамках совместного проекта Даугавпилсской городской думы и газеты «СейЧас».