Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Вера Храмникова: «Театр – дело эмоциональное»3

Вера Храмникова: «Театр – дело эмоциональное»
Ее судьба – играть в провинциальном театре, и мудрая Храмникова на это не жалуется. Признанная в Даугавпилсе лучшей актрисой 2010 года за роль Эсфири в «Женском счастье» Улицкой, сегодня она номинируется на латвийскую театральную премию Spēlmaņu nakts («Ночь лицедеев»), при этом не особо веря в ее получение.

«От судьбы не убежишь», – улыбается, рассказывая, что первый в жизни спектакль поставила в шестилетнем возрасте. Спектакль назывался «Золушка», и в названии этом оказалось много пророческого – все позитивные достижения стоили большого труда.

 

Драматическое детство

 

Свое детство Вера Храмникова называет дворовым, связывая это определение со свободой. Родители были вечно заняты. И то сказать: отец, главный ветеринар Даугавпилса, кого только не лечил! Тогда многие горожане, помимо кошек и собак, держали кроликов, кур, поросят… А какой гривский цыган без лошади?! На городских площадях останавливались передвижные зверинцы с медведями да тиграми, которым Тимофей Иванович Храмников – даугавпилсский Айболит, делал уколы от всяких там тигриных неприятностей. Вызвать для лечения звериного доктора могли в любое время.

 

А мама Веры Татьяна Федоровна трудилась ретушером в фотоателье, только вот ее дочь  фотографироваться не любила, считала, что фотография – это некое вторжение в личное пространство. Такого же мнения актриса и режиссер Вера Храмникова придерживается по сей день. Сегодня она выводит оригинальную мысль: старость – это когда тебе начинают нравиться твои неудачные фотоснимки молодых лет.

 

Театром ее завлекла соседка Валентина Васильевна Барабанова, бывшая актриса. Валентина Васильевна организовала в пятой школе драмкружок, и Вера  ученицей «отбарабанила» у Барабановой в драме до самого выпускного. Кружок вовлекал в себя всех: учителей, школьников, родителей, которые в свободное время шили для спектаклей костюмы и, конечно, зрителей, чьи продолжительные аплодисменты сопровождали каждое театрализованное представление. Тем не менее выпускница средней школы Верочка Храмникова решила стать не актрисой, а библиотекарем, для чего предприняла серьезную попытку поступить в Ленинградский библиотечный институт. Для поступления не хватило нескольких баллов, но набранных было вполне достаточно, чтобы приступить к учебе в Даугавпилсском педагогическом институте, что и состоялось – Вера стала студенткой филфака по специальности «русский язык и литература, английский язык».

 

Артистичный дворник

 

Студентка Храмникова, посещающая драматическую студию в ДПИ, успела сыграть у Фариновского небольшую роль в спектакле по пьесе Штейна «Тяжкое обвинение». Потом был шекспировский «Сон в летнюю ночь» – грандиозный для Даугавпилса спектакль с большим количеством действующих лиц, прекрасными декорациями и роскошными костюмами. Ставила его Галина Щербик. После закрытия профессионального театра в Даугавпилсе небольшая группа актеров решила приложить все усилия для его восстановления. В это время в Даугавпилс приезжали российские режиссеры со своими вариантами его воссоздания. Среди них был И. Успенский, бросивший ради этого должность заведующего кафедрой актерского мастерства на Дальнем Востоке. Но тогда удалось создать только народный театр. Однако вода камень точит – с конца 80-х годов прошлого века, благодаря стараниям И. Успенского, Г. Щербик, В. Дупака и В. Храмниковой, профессиональный театр в Даугавпилсе начал вновь возрождаться к жизни.

 

Окончив ДПИ, Храмникова в течение десяти лет работала в ГПТУ-38 преподавателем английского языка. Но любовь к театру все-таки прорывалась на первое место. Перешагнув свое 30-летие, Вера становится студенткой театрального училища имени Щукина в Москве, с легкостью взлетев на его режиссерский факультет. Храмникова не одна – из Даугавпилса в «Щуке» учатся еще четверо. Чтобы прокормиться во время двухмесячной сессии, будущий режиссер «артистично» метет Кузнецкий мост, определяя перед этим направление ветра. И про себя ругает тех, кто из-за отсутствия мусорников «интеллигентно» прячет апельсиновую кожуру за водосточные трубы. Ведь как трудно потом ее выковыривать! По словам Веры, тогда московские улицы мели все, и Дима Харатьян в том числе. С той учебной поры в ее друзьях профессор Щукинского училища Валентина Николаенко, режиссер Георгий Николаенко, народная артистка России Ольга Барнет и другие известные творческие личности.

 

«Вокруг свои люди»

 

На вопрос о традициях в Даугавпилсском театре режиссер и актриса отвечает: «Поясню, что мы живем здесь почти по-семейному. Полное ощущение, что вокруг свои люди. Да и как иначе? Нас так мало… Может быть, традициями можно считать то, что при подготовке нового спектакля еще долго называем друг друга именами героев из прошлой постановки, но ведь это очень естественно для актеров». Вере Храмниковой, исполнительнице роли еврейской мамы в «Женском счастье», в освоении материала помогло то, что в детстве она дружила с еврейскими детьми, не раз видела, какую заботу проявляли их мамы в желании накормить, обогреть, научить. Во дворе на улице Солнечной такая мамочка Хая частенько бегала за своим сыном Абиком с тарелкой манной каши. «Абик, полненький мальчишечка, старательно семенил ножками, но его ловили и кормили», – вспоминает биографическое былое Вера.

 

«Роль Эсфири мне очень близка, я срослась с ней. На каждый спектакль иду воодушевленная предстоящим. Но для меня не менее дорог спектакль "Васса Железнова" в постановке режиссера Лосева. Роль Вассы далась кровью, но одновременно явилась неким открытием – я никогда не соприкасалась с такими характерами. Не могу уснуть после насыщенного драматизмом спектакля "Оскар и Розовая дама" и еще в течение всего следующего дня прихожу в себя. Каждый спектакль разнится по восприятию и ощущениям. Театр вообще дело эмоциональное. Все профессиональные страхи вытесняются в актерские сны, на сцене ты должна играть так, чтобы тебе верили. В любой роли нахожу отзвук себя.

 

Иначе ничего не получится. Эти отзвуки являются из каких-то воспоминаний, мечтаний… Хороший спектакль не может получиться на плохом материале, что подразумевает многое. Обожаю работать с Мамедовым, Лосевым, Янсоном. Эти режиссеры знают, чего хотят. Уверена, что спектакль "Женское счастье", который я воспринимаю подарком судьбы, будет жить еще долго, потому что в нем проступают вечные темы».

 

Сцена – лучший доктор

 

Храмникова считает, что провинциальные актеры заняты делом, а не суетой. «В столицах актеры имеют возможность больше зарабатывать. Реклама, выступления ведущими на корпоративных вечерах, занятость на радио и т. д. В таком городе, как Даугавпилс, лично я себя в рекламе не представляю. Довольствуюсь весьма скромной зарплатой в театре. Но зато у нас нет интриг. В русской труппе всего 8 человек, живем, как я уже говорила, одной семьей, каждый знает друг о друге все. Нам нечего делить и некого подсиживать – зарплата у всех одинаковая. Болезненно переживаем, если кто-то покидает театр ввиду обстоятельств. Я уверена, что наши актеры могли бы работать и на столичной сцене, но кто останется здесь, если они уйдут?» – задается вопросом актриса, отдавшая служению Даугавпилсскому театру 40 лет. Ее рабочий день – это многочасовые репетиции. Когда приезжает Мамедов и спектакль ставится в ускоренном порядке, репетиции идут на износ. Тем не менее Вера, обожающая этого режиссера, признается, что при всей своей жесткости они в радость. При обычном режиме сцена молчит в понедельник – у актеров выходной.

 

Для Храмниковой театральная сцена лучший доктор. «Сегодня утром было так плохо, какое-то простудное недомогание. На репетиции все прошло. Олег Табаков грозился: "Если меня не будут пускать на сцену, я буду приплачивать, потому что на сцене вылечиваются все болезни"», – приводит она выражение театральной знаменитости, с которым абсолютно согласна.

 

Жизнь продолжается

 

О зрителях и перспективах отзывается так: «Зритель у нас хороший. Единственное, что обижает, – комментарии на спектакли в Интернете. Не знаю, какие люди это пишут…  Недавно был показан спектакль "Семейный скандал", который даугавпилсская публика приняла восторженно, а ведь это был уже далеко не первый прокат.

 

Сегодня все мы радуемся возобновлению репетиций «Тартюфа» Мольера. Уже готовы поразительной красоты костюмы, соответствующие историческому стилю. Премьера спектакля намечена на начало декабря. Репетируем с огромным удовольствием!»

 

Храмникова не стесняется признать, что время от времени ведет диалог сама с собой.

 

Поясняет: «Я по гороскопу Близнец – двойной знак, вот и раздваиваюсь. Ругаю себя за лень, за пристрастие к легкому времяпрепровождению: увлекаюсь компьютерными играми с поисками объектов – сказывается давняя любовь к детективам. А вот серьезной литературы, к сожалению, стала читать меньше». Актриса характеризует себя как безумно доверчивого человека: «Интуиция подсказывает одно, но так не хочется верить. Если доверие оправдывается, становится легче жить. Но доверием можно опасно увлечься. Я много раз наступала на одни и те же грабли».

Как женщина Вера счастлива в браке, который состоялся в достаточно зрелом возрасте. У них с мужем – спортсменом Юрием Копасовым – выросла замечательно талантливая дочь: в 26 лет имеет два высших образования. Жизнь состоялась, и жизнь продолжается. А значит – впереди новые роли и новые встречи со зрителем, для которого, собственно, и придумана некогда столь жертвенная актерская профессия.

 

P. S. Даугавпилсская актриса Вера Храмникова номинируется  на латвийскую театральную премию Spēlmaņu nakts за роль Эсфири в спектакле по пьесе Людмилы Улицкой «Женское счастье» в постановке режиссера Михаила Мамедова.