Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Пост сдал, пост принял1

Пост сдал, пост принял
В Даугавпилсе сменился Генеральный консул России. Срок командировки Николая Вихляева закончился, к работе приступил Олег Рыбаков. Чтобы проводить одного дипломата и представить общественности другого, в столицу Латгалии прибыл посол РФ в Латвии Александр Вешняков. Он встретился с руководством города и провел пресс-конференцию.

Гражданами России стали 1300 человек

 

Посол России очень высоко оценил работу своего коллеги. Он подчеркнул, что именно по многочисленным просьбам и руководителей самоуправлений, и жителей срок командировки Николая Вихляева был продлен с четырех лет до пяти, что редкость. Александр Вешняков не раз убеждался в том, что Вихляев стал патриотом Латгалии, старался расширить и экономические контакты, и культурные, добивался, чтобы квота для региона на поступление в высшие учебные заведения была увеличена. Кстати, только за один год в Даугавпилсе гражданами России стали 1300 человек. Это больше, чем количество натурализовавшихся и ставших гражданами Латвии.

 

– Это особенность самого русскоязычного города страны или аналогичный процесс проходит и в других регионах?

 

 На этот вопрос Александр Вешняков ответил так:

 

– Сейчас в Латвии число граждан России насчитывает примерно 30 тыс. человек. Причем за последние несколько лет эта цифра возросла вдвое. Конечно, в первую очередь на этот процесс повлиял экономический кризис. Россия его не избежала, однако последствия для экономики страны были не такими катастрофическими. А главное – сейчас все показатели доказывают, что начался подъем. Довольно много тех, кто находит у нас работу и переезжает с семьей на постоянное место жительства. Программа содействия переселению, как правило, начинается с получения российского гражданства. Люди предпенсионного возраста прекрасно осведомлены о том, что в России женщины уходят на пенсию в 55 лет, мужчины – в 60. Получение гражданства и, соответственно, пенсии, дает им некоторую стабильность. Наконец, есть и политическая составляющая. Проблема неграждан все еще не решена, и некоторые выбирают паспорт гражданина РФ.

 

Личный рекорд в латгальских лесах

 

Николай Вихляев до этой командировки работал в Париже.

 

– Каково это – попасть из Франции в глубинку?

 

– Впервые я ехал на машине вечером. Начались деревянные дома на окраине, буквально через несколько минут – стоп, прибыли. А где же город? На следующий день вышел прогуляться – чисто, уютно, красиво, жить можно. А спустя пять лет я так скажу: хотите – верьте, хотите – нет, но это был один из самых счастливых периодов моей жизни. И Латгалию я буду вспоминать не меньше, чем свою любимую Францию. Было очень много консульской работы, потому что люди здесь все еще соединены крепкими узами с Россией – это и родственные связи, и деловые контакты, и культурный обмен.

 

Так что скучать не приходилось. К тому же здесь живут очень доброжелательные и открытые люди, у меня появилось много друзей. В Даугавпилсе часто гастролируют известные артисты. И я, как российский дипломат, концерты и спектакли россиян не пропускал, так что и в этом плане впечатлений было достаточно. Наконец, великолепная природа. А я заядлый грибник и рыбак. В общем, дошло до того, что порой в Москве мы с женой, устав от суеты, говорили: «Скорее бы домой...»

 

– А что вы считаете наиболее значимым из сделанного за эти годы?

 

– Не хочу показаться нескромным, но мне кажется, удалось переломить отношение к ветеранам Великой Отечественной войны. В Даугавпилсе они всегда пользовались уважением, и ордена не стеснялись носить. Но все-таки было это немножко с оглядкой, как пожимают руку гонимому – но чтобы никто не видел. А сейчас 9 Мая устраиваем такой праздник, на который собирается весь город – и с грандиозным салютом. Лечение в санаториях, материальная помощь, поздравления фронтовиков – все это тоже наша забота. В Латгалии примерно 90 воинских захоронений, порядок на которых мы поддерживаем с помощью самоуправлений и общественных организаций. Скажу еще об одном направлении работы, которое мне кажется важным. Я узнал, что раньше из Даугавпилса почти каждый класс ездил в Пушкинские горы, ведь Михайловское – совсем недалеко отсюда.

 

А сейчас выросло поколение русских детей, никогда не видевших России. И мы постарались победителей многочисленных олимпиад, ребят, которые интересуются историей и культурой, отправить на экскурсии в Москву, Санкт-Петербург, Новгород, Псков и в другие места. А победителей конкурса по истории, посвященного юбилею Великой Победы, мы отправили на экскурсию в Питер вместе с ветеранами, воевавшими там и пережившими блокаду. И они не просто увидели достопримечательности, они услышали рассказ участников тех легендарных событий. По словам самих детей, это произвело на них очень сильное впечатление.

 

– Последний вопрос: каким урожаем грибов в местных лесах можете похвастаться?

 

– Мой личный рекорд – 245 боровиков за один раз. Кстати, во Франции мы с женой тоже любили собирать грибы, но там самая большая удача – 114 белых.

 

– Николай Алексеевич, я грибы всю жизнь собираю, но такой удачи пока не было...

 

– Места надо знать!

 

Прибыл к нам из Нарвы

 

По случаю окончания командировки был дан торжественный прием. И тут организаторы столкнулись с неожиданной проблемой: число тех, кто захотел сказать Генконсулу России «до свидания», было очень большим. И в нарушение протокола люди говорили долго, дарили на память сувениры, книги, открытки. А Вихляев тут же представлял всех сменившему его на этом посту Олегу Рыбакову.

 

Олег Рыбаков – опытный дипломат, к нам прибыл из Нарвы. Он честно признался, что трудно работать после человека, который так высоко поднял профессиональную планку, ведь надо ее не только ни уронить, но и попытаться поднять еще выше.

 

О впечатлениях, по словам дипломата, говорить рано. Он отметил, что дружелюбное отношение со стороны и местной власти, и деловых кругов, и всех жителей не может не радовать.

 

А посол России в Латвии Александр Вешняков пожелал, чтобы через несколько лет не меньше представителей общественности пришло на прием по случаю завершения командировки и чтобы снова повторяли: мы говорим не «прощай», а «до свидания» и ждем в гости.