Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Кино и даугавпилчане

Кино и даугавпилчане
Сняться в кино – заветная мечта многих. Не все говорят об этом вслух, но увидеть себя на экране хочет едва ли не каждый. А если еще за воплощение мечты платят приличный гонорар, то даугавпилчане выстраиваются в очередь. Прошедший неделю назад кастинг на участие в массовке в фильме Сергея Лозницы «В тумане» стал заметным событием в жизни города.

КТО ПОСЛЕДНИЙ В ОЧЕРЕДИ?

 

Так как кастинг проходил в Даугавпилсском государственном театре, то и очередь образовалась буквально на его ступенях, напомнив давно ушедшие времена, когда народ выстраивался за билетиком на гастроли звезд. И сейчас звезды всё еще собирают у нас полные залы, но в очередях за билетами никто не стоит…

 

Кино и даугавпилчане
Кастинг начинался в 12 часов, и уже к десяти стали подходить люди. Не обошлось без курьезов. Как рассказал корреспонденту «СейЧас» директор театра Миервалдис Бродовс, ему утром позвонила женщина и спросила буквально следующее: «Правда ли, что можно прийти фотографироваться и мне за фотографию заплатят 25 латов»? Конечно же, никто не платил денег участникам кастинга. Платить будут тем, кого по итогам отбора выберет режиссер и включит в массовку. Именно они будут получать за съемочный день стандартный европейский гонорар, равный 30 евро. Не стоит рассчитывать на легкие деньги. По словам помощника режиссера и директора кастинга Марии Бейкер, смена на съемочной площадке длится 12 часов. Работа монотонная, однообразная, часто приходится повторять одно и то же много раз, ждать, пока настроят свет, уберут из кадра все лишнее и т. д. Но зато вы снимаетесь в кино…

 

За первые два часа примерно 300 даугавпилчан сфотографировались и заполнили простую анкету с указанием контактного телефона. Далее поток желающих участвовать в массовке уменьшился, но в общей сложности все равно набралось более 500 человек. Нужно 150, в основном пожилые люди и дети, что вполне логично: действие фильма происходит в 1942 году в Белоруссии. Кто в войну оставался в деревне? Старые да малые.

 

Несмотря на это обстоятельство, среди пришедших на кастинг было много молодежи. Например, Иоланта из Русского лицея и Нина из Государственной гимназии рассказали «СейЧас», что очень хотят попасть в кино. Пару лет назад они участвовали в модельном кастинге, вот теперь пробуют силы здесь. Девушки отлично понимают: их типажи не соответствуют выдвинутым требованиям, но ведь в кино существует грим… Да и просто – ну очень хочется на экран. Деньги их не волнуют, и к возможной неудаче они отнесутся спокойно. Будут ждать новых кастингов. А вот женщина средних лет, представившаяся Силвией, смущаясь, сказала корреспонденту, что деньги ей весьма пригодились бы и на кастинг она пришла по настойчивой просьбе дочери.

 

«МЫ НАМЫВАЕМ ЗОЛОТОЙ ПЕСОК...»

 

Так говорит о кастинге М. Бейкер. Нужны выразительные лица из той эпохи. Режиссер со своей командой просмотрел уже тысячи военных фотографий. Люди были другими. Другие глаза, другое выражение лица. Вот кастинг и является чем-то сродни труду старателя: это сколько надо промыть песка, чтобы отыскать золотые крупицы…

Латгалия, по словам М. Бейкер, выбрана для съемок неслучайно. Известный режиссер, участник и призер многих фестивалей С. Лозница долго ездил по Литве, Латвии, Белоруссии. Был и в Ушачском районе Витебской области, на родине Василя Быкова, чья повесть лежит в основе будущего фильма. Но увы, выкрашенные фиолетовой краской современные белорусские деревни совершенно не годятся для фильма о Второй мировой войне. Дикая же латгальская природа прекрасна в своем запустении, можно крутить камеру как угодно – никакие признаки цивилизации XXI столетия не попадут в кадр. И, как известно, Латгалия – смешанный регион, где проживают русские, белорусы, латыши, литовцы, поляки. Смесь разных корней и кровей часто рождает те самые интересные и нужные лица.

 

К тому же С. Лозница – автор 11 документальных фильмов, он имеет огромный опыт работы с непрофессионалами, поэтому идея привезти массовку, состоящую из своих актеров, даже не обсуждалась. Кстати, свой первый и единственный пока художественный фильм «Счастье мое» режиссер снимал на Украине, в Щорском районе. В массовке тоже участвовало местное население. Там, впрочем, была одна проблема, которая полностью отсутствует в Даугавпилсе: далеко не у всех жителей Щорского района есть телефоны, поэтому приходилось объезжать тех, кто успешно прошел кастинг, собирать их на съемку. У нас же с этим просто, так как мобильники есть практически у всех.

 

М. Бейкер подчеркивает, что в нашем городе работать приятно. Съемочная группа поездила по Латгалии, край небогатый, но дружелюбный. Даугавпилс радует европейской  инфраструктурой и русским языком. Последний устраняет все предполагаемые барьеры в общении. С Марией Бейкер согласна и директор картины Даце Сиатковска. Она рижанка и в данный момент открывает для себя Латгалию и Даугавпилс в частности. Даце пошутила: была в вашем театре в день референдума по роспуску Сейма. Пришла проголосовать. Кругом пусто, людей совсем нет. А на кастинг вон сколько собралось! И очень живо все прошло.

 

Несколько слов о фильме. С. Лозница называет его драмой «о человеке, пытающемся сделать моральный выбор в аморальных обстоятельствах».

Те, кто читал В. Быкова, знают: война в изображении этого «военного» писателя лишена пафоса и идеологии, люди в его книгах живут и умирают не «ради великой победы», а руководствуясь иными категориями. В том числе и вечными проблемами нравственного выбора.

 

Рабочий-путеец Сущеня участвует в диверсии, в результате которой уничтожается вражеский эшелон. Немцы казнят его товарищей, а Сущеню отпускают домой. И для всех он становится предателем: для односельчан, для жены и близких. Доказать невиновность невозможно. Ближайший партизанский отряд присылает в деревню двух партизан для казни предателя. Волею случая они попадают под фашистский обстрел и гибнут. Сущеня же остается живым. Но человек волен сам принимать решения и делать выбор. Даже тогда, когда кажется, что выхода нет. Надо идти сквозь туман и как-то разбираться с жизнью и судьбой…

 

Нас ожидает очень интересное кино.

 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

 

Дальше – ждать. Режиссер в течение нескольких недель рассмотрит сделанные на кастинге фотографии, выберет понравившиеся типажи. Счастливчикам позвонят и пригласят на съемки. Они начнутся 19 сентября и продлятся до первого снега. В начале августа приедут профессиональные актеры, исполняющие главные и второстепенные роли. Возможно, в эпизодических ролях сыграют и некоторые артисты Даугавпилсского театра. По крайней мере представители съемочной группы С. Лозницы с ними встречались.

 

И может быть, кастинг будет иметь своеобразное продолжение. Продолжится поиск интересных лиц – на улицах, на рынке, в церквях. В конце концов мир ведь не только театр, он еще и… кинематограф.