Обратите внимание: материал опубликован более чем тринадцать лет назад

Мясо на рынке покупать можно, но без гарантий

Мясо на рынке покупать можно, но без гарантий
Главным героем очередной пресс-конференции в Думе стал руководитель Южно-латгальского управления продовольственно-ветеринарной службы (ПВС) Антон Лазданс. Недавно он навестил семью из Калкун, которая заразилась трихинеллезом. Сегодня пострадавшие чувствуют себя лучше, идут на поправку. Меж тем ПВС пока еще ищет источник заразы, хотя заболевшие указывают: покупали мясо на Центральном рынке.

Свое выступление перед журналистами и руководством города Антон Лазданс начал очень оптимистично, заявив: «Ситуация под контролем, так что не надо опасаться покупать мясо на Центральном рынке. Никаких запретов на торговлю не введено». Однако дальнейшее повествование главы Южно-латгальского управления ПВС открыло любопытные нюансы. Антон Лазданс рассказал, что в пятницу, 1 июля, после поступления сигнала о 5 заболевших трихинеллезом даугавпилчанах на Центральном рынке были взяты образцы свинины со всех торговых точек. В пробе из четырех мест (все из одного источника) были обнаружены трихинеллы, но проблема в том, что к моменту получения результатов анализов все это зараженное мясо было уже распродано!

 

Поэтому, когда брали пробы свинины повторно, 7 июля, то сначала дождались результатов анализов, а потом разрешили торговлю мясом. Однако на этот раз все тесты на трихинеллез оказались негативными.  

 

Какие выводы можно сделать из результатов этих двух проверок? Антон Лазданс призывает не бояться покупать мясо на рынке и в других торговых точках, где выдают чеки. Но сознание потребителя упрямо противостоит спокойному настрою главы местного филиала ПВС. Раз еще две недели назад в свинине с рыночных прилавков нашли личинки паразитических трихинелл и до сих пор не установили, каково происхождение этого мяса, то как можно быть уверенным в том, что ты не купишь заразу?!

 

Антон Лазданс докладывает: «Мы ведем расследование и ищем источник болезни. В одном из крестьянских хозяйств на этой неделе будет произведен контрольный забой. Здесь была констатирована нелегальная предпринимательская деятельность. Хозяйство зарегистрировано как козья ферма, а по факту там только свиньи – 19 голов, которые живут на территории в 2 га».

 

На эту территорию, по мнению Антона Лазданса, могли беспрепятственно зайти дикие звери – переносчики трихинелл. Свиньи могли съесть, например, полевую мышку и заразиться от нее (как указывает глава местной ПВС, за домашними свиньями иногда отмечают такое явление как каннибализм). А дикие звери, по имеющейся у него информации, почти всегда заражены. Прошлогодняя проверка открыла трихинеллез у 78% лис, 71% енотов и 100% рысей.

 

«Могу точно сказать, что все это пошло от лесных зверей», – указывает на источник вспышки трихинеллеза в городе Антон Лазданс. Однако, несмотря на все общеизвестные и изложенные выше детали этого случая, он не признает, что заразившиеся пять человек заболели, употребив в пищу именно свинину с Центрального рынка. «Они говорят, что покупали мясо на рынке, причем в разных местах. Одно конкретное место указать не могут. И чек предъявить тоже не могут, – говорит Антон Лазданс, – Но то, что зараженное мясо якобы продавалось там целый месяц, это точно неправда. В этом случае количество заболевших было бы намного больше».

 

Напоследок глава Южно-латгальского управления ПВС дает совет всегда брать чеки, подвергать мясо основательной термической обработке, а в случае с дичью не скупиться на оплату проверки на трихинеллез. «Профилактика в данном случае всегда будет стоить дешевле лечения», – отмечает он.

Новых проверок мяса на Центральном рынке специалисты ПВС не планируют. Лишь посоветовали врачу, который отвечает за тесты мяса непосредственно на рынке, дополнительно проверять каждую тушу.

 

Частоту проверок со стороны определяет скромный бюджет ПВС. Сегодня весь рынок проверяется раз в год, а все торговые точки – дважды в год. Лабораторных проверок молочных продуктов, например, не проводится и вовсе. Все на совести самих торговцев.

 

«Если уже визуально есть порча продукта (вкус, запах, цвет), то даже нет смысла проверять его лабораторно, – говорит Антон Лазданс, – Но если какой-то спорный вопрос, то инспектор может взять пробу и послать в лабораторию. В этом году на эти цели нам выделено очень мало денег. Только согласуя с центральным аппаратом, мы можем потратить какую-либо сумму на проведение лабораторных анализов продуктов питания».

 

Он также проинформировал, что уголовный процесс по факту заражения трихинеллезом возбужден не был. Связь нелегальной свинофермы с зараженным мясом еще не доказана, да и факт продажи свинины с трихинеллами на Центральном рынке глава местной ПВС признает крайне неохотно. Гарантий, что случившееся не повторится, он не дает и говорит, что никто не в силах за это ручаться. Вот такие заключения. Делайте выводы сами!

 

P. S. В прошлом году в Литве трихинеллезом заразились 115 человек, в Латвии – 9, а в Эстонии – 1.