Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Серебряное чудо

Серебряное чудо
Произведениями этого мастера восхищаются в разных странах мира. Его художественные воплощения в серебре присутствуют в коллекциях английской королевы Елизаветы II, вице-президента США Джорджа Буша, российского премьера Владимира Путина... Сегодня ювелирная скульптура Олега Аузера удивляет даугавпилчан в зале городского музея, поэтому спешите видеть!

Серебряное чудо
Выставка в Даугавпилсском музее – своеобразный срез творчества художника за многие годы – продлится до 11 июня. «Такая выставка в нашем музее проходит впервые. Высочайший уровень художественного мастерства! Посетители имеют возможность любоваться спектром многогранных работ, выполненных художником-философом. Каждое творение уникально. Сам Аузер называет себя скульптором, а не ювелиром. Лигита Жемайтите-Аузере – ученица и жена мастера, родом из Даугавпилса. 2 мая вместе с О. Аузером она открывала выставку в музее и преподнесла в дар взрастившему ее городу одну из своих работ. Это "Яблоневая ветвь", символизирующая пожелания Даугавпилсу процветания и плодоношения. "Яблоневая ветвь" выполнена в серебре с позолотой и отныне будет храниться в Дугавпилсском музее», – говорит его директор Рута Гиптере.

 

Поверить в свои силы

 

Серебряное чудо
Пару лет назад Аузер рассказывал журналисту газеты «СейЧас» о своем досеребряном прошлом. О том, как в детстве он тянулся к деду, мастеровому человеку, руки которого умели многое. В шесть лет Олег выстрогал свой первый парусник, тот кораблик нынче может считаться прародителем его серебряного собрата «Летучего голландца» с философским подтекстом. Море признает сильных и смелых. Трусам, лентяям и пьяницам на морском корабле делать нечего. Однажды они летят за борт.

 

Аузер за борт не полетел. Но перед «капитанским мостиком» была многоступенчатая жизнь: служба в армии, учеба и работа на Рижской ювелирной фабрике, мастерская, с которой связаны первые ювелирные успехи, но не те, о которых уже мечталось. Хотелось истинного творчества, а порывы к нему упирались в заказы имеющихся образцов. Но Аузер, сознавая, что риск – благородное дело, все-таки решился на свой творческий путь. Опыт шага в сторону приобретался в советском вчера на художественном объединении «Дайльраде». Параллельно Олег учился в Московском институте прикладного искусства. Получив образование, вместе с единомышленниками создал на предприятии «Дайльраде» цех ювелирной продукции.

 

А в 1991-м мечта стала явью – Аузер открыл в Риге свой Художественный ювелирный колледж. Его ученики – люди из самых разных стран мира: Австрии, Англии, Германии, Венгрии, Польши, – стали настоящими ювелирами, многие имеют частные мастерские. У Аузера собственная технология обучения, не предусматривающая конспектов. Обучающиеся неожиданно для себя обнаруживают способности видеть, размышлять, творить. На утверждение типа «не умею рисовать» Аузер отвечает: «А кто вам это сказал? Надо верить в свои силы». Аузер знает, что в людях много комплексов, искусственно навязанных кем-то. И как только человек от них избавляется, рождается личность.

 

Философия в серебре

 

Серебряное чудо
Масштабные произведения мастера имеют ощутимый вес в килограммах, но килограммы эти не воспринимаются визуально. Приходишь в восторг от изящества форм, легкости и безудержной фантазийности маэстро. Все воздушно, духовно, чудно и чисто. Ах, если бы так в жизни…

 

Художник за единение между людьми. Его работа «Замок 3001 года» (2001) посылает созерцателю идею такого всеобъемлющего Единства. Этот серебряный протест против людской разобщенности и всевозможных расколов насыщен символикой, понятной каждому. Не спешите, когда будете рядом с ним, и Замок будущего заговорит с вами языком мудрости, призывая к разумному, доброму, вечному.

 

Способность наблюдать, анализировать и систематизировать, высокое чувство ответственности характеризуют все без исключения творения мастера. И явная философичность. Аузер давно увлечен многогранным и многовековым опытом Востока, что и позволило ему создать свою шкалу ценностей. Идеи и мысли воплощаются в прекрасное в серебре. О. Аузер – творец волшебства. При виде его работ охватывает чувство неподдельного удивления и восторга: неужели это возможно!

 

Символичен подсвечник «Стрекоза» (2007) из цикла «Восток». Бережное отношение к окружающему миру, наблюдательность, сближение человека с природой – вот идеи, прослеживающиеся в этой работе. В серебре – нетронутый цивилизацией уголок природы с его многообразием и удивительным миром насекомых.

 

Внушительных размеров ваза для фруктов, созданная Аузером (2001), пополнила коллекцию серебра Дома Черноголовых. Его работы есть в Рижском музее истории и мореходства, Лимбажском музее и Швейцарском национальном музее в Цюрихе.

 

Философии Аузера чужды языковые барьеры, непримиримость религиозных взглядов, черствость современного общества. По его мнению, главный фактор, который ставит под сомнение завтрашнее выживание человечества, – низкий уровень этики и морали. Убогость духовного развития не позволяет многим жить в согласии со своей совестью, в гармонии с окружающей средой, с природой, которая структурирует человека. Мастер не устает доносить, что истинная духовность несовместима с накоплением материального, которое временно. Вечен дух. Об этом его  работа «Народный хребет» – дубовая ветвь из серебра под девизом «Верь в себя и в свои цели. Никогда не оставляй своего товарища и свою родину в беде». Символично произведение «Любовь и ненависть» – острая сабля и нежные цветы: от любви до ненависти, как и наоборот, может быть один шаг, один вздох, одно мгновение… Змей-искуситель всегда дремлет где-то рядом, и надо быть очень острожным, чтобы не разбудить его.

 

Чем вы наполните чашу Грааля?

 

Имея огромный опыт работы по серебру и золоту, Олег Аузер считает золото ученическим материалом, с ним легче работать. Серебро требует опыта, знаний, чутья. Масштабным произведениям, таким как корабль жизни «Летучий голландец», аналогов в мире не существует. Чтобы запаять какую-то деталь в серебро, необходим нагрев всего изделия. При этом возникает опасность для сохранности формы. Дабы не расплавить изделие, детали в старину припаивали оловом. Иногда Аузер добавляет в серебряный припой паучью производную – паутину: она достаточно текуча, и ее компоненты выгорают. Бывает, что работы, над которыми еще только предстоит трудиться, являются ему готовыми во сне. Толчок дает сама жизнь, например, пейзаж во время рыбалки.

 

Согласно философским убеждениям Аузера, через личные разочарования и лишения люди приходят к самовыражению. Самовыразиться можно и через профессию. Но у каждого при этом разный успех. «Все зависит от вашего эго», – говорит он и признается, что не бывает полностью доволен своими работами. Всегда хочется что-то изменить, сделать лучше. Жить по Аузеру – значит быть, действовать, уметь. Быть – иметь профессию; действовать – располагать определенными возможностями, исходя из профессиональных навыков. За их воплощение – и деньги, и уважение, и аплодисменты… Чем больше человек развивает свое пространство в состоянии «быть», тем больше он способен действовать и иметь.

 

Аузер убежден, что человек – причина всего: кризиса, войн, пожара… Причина любви и ненависти, разрушения и созидания. Винить в проблемах следует себя. Чем больше люди изменяют мир, тем сильнее он изменяет их. Прежде чем что-то сделать, следует хорошо подумать, а что, собственно, из этого получится?! Чем вы наполните чашу Грааля? Своими желаниями или воплощениями желаний других, что, безусловно, сложнее, потому что требует самоотдачи. Но если это получается, большего счастья быть не может. «Искусство – это коммуникация, его средством выражения служит все, что способно передать идею. Сцена, серебряный кубок или поэзия – все, что может захватить и заставить вас пересмотреть свою жизнь и ее ценности», – говорит мастер серебряной философии.