Обратите внимание: материал опубликован более чем тринадцать лет назад

"Пенсии будут урезаны. В хорошем варианте на 20–30%"1

"Пенсии будут урезаны. В хорошем варианте на 20–30%"
Неужели решение Конституционного суда в пользу пенсионеров ничему их не научило? Как можно выжить, когда после оплаты счетов и покупки лекарств на еду остается 20–30 латов в месяц? Почему люди вынуждены жить впроголодь после того, как годами зарабатывали эти пенсии, не жалея себя? Этими вопросами сегодня задается каждый латвийский пенсионер.

И тем не менее вопрос об урезании пенсий снова на повестке дня. Дело в том, что заканчивается миллиард профицита социального бюджета, оставленный в наследство правительствам Годманиса и Домбровскиса со времен их предшественников Эмсиса и Калвитиса. Система социального обеспечения трещит по швам, и дамоклов меч снова навис над самой большой статьей соцрасходов – пенсиями.

 

Сегодня социальный бюджет – это треть всех расходов госбюджета. Он составляет порядка 1,6 млрд латов, из которых, грубо говоря, миллиард, или четвертая часть бюджета страны, – это пенсии. Остальные 600 млн – это «мамочкины» зарплаты, пособия по безработице, по болезни и другие виды материальной поддержки социально незащищенных жителей.

 

В течение последних двух лет в социальном бюджете наблюдается серьезный дефицит. Так, в 2009 году «в минусе» было 213 млн латов, в 2010 году – уже 335 млн латов. В этом году планируется дефицит в размере 237 млн латов, а в следующем году – минус 210 млн. Сам Минблаг прогнозирует: если кардинально не изменить пенсионную систему, то к 2030 году дефицит социального бюджета составит 4 млрд латов, что почти что является сегодняшним бюджетом нашей страны!

 

Ставка социального налога в Латвии – 34% – уже является одной из самых высоких в мире, что само по себе побуждает многих уклоняться от его уплаты. Еще недавно удельный вес работников, за которых платятся налоги с «минималки», составлял 25% от всех занятых, но теперь он возрос уже до 30%. Суровые латвийские реалии таковы, что пенсионеры могут получать ровно столько, сколько заплатят в виде соцналога сегодняшние работающие, а не те деньги, которые в свое время отчислялись в госбюджет с их зарплат на протяжении долгой трудовой жизни.

 

В свою очередь работающие люди также заинтересованы в том, чтобы когда-то получать пенсии. Их интерес – не столько обеспечить деньгами нынешних пенсионеров, сколько заработать на достойную старость себе любимым. Этот конфликт между работающими и пенсионерами становится все острее, и хоть правительство пока отмалчивается, социологи и экономисты в один голос уверяют: социальный бюджет Латвии – это бомба с часовым механизмом! И часики, как говорится, уже тикают…

 

Минблаг ждет указаний сверху

 

Глава Министерства благосостояния Илона Юршевска в последние пару недель явно путается в «показаниях». То она допускает отмену доплат за стаж (средний размер такой доплаты составляет 23 лата), то говорит, что будет действовать строго по поручению министра финансов и главы правительства, то созывает пресс-конференции, чтобы развенчать «мифы» об урезании пенсий и заверить журналистов в том, что социальному бюджету якобы ничто не угрожает. «Соцбюджет не в опасности, но в такой ситуации, когда надо производить корректирующие действия», – сыплет политкорректными фразами глава Минблага. По ее мнению, средне- и долгосрочные меры вроде повышения пенсионного возраста до 65 лет к 2016 году и отмена преждевременного выхода на пенсию спасут ситуацию. В то же время небезызвестные в Латвии экономисты и общественные деятели публично предостерегают правящих: вопрос с пенсиями надо срочно решать в этом или следующем году!

 

Но министр Илона Юршевска поражает своим спокойствием. «Когда встанет вопрос о бюджете 2012 года, когда получим от правительства недвузначный намек, как это было с семейным пособием, тогда, очевидно, и настанет время, когда придется искать возможные решения. Но Министерство благосостояния определенно не будет той структурой, которая выйдет с инициативой снизить пенсии, например, одной из групп, отменив доплаты», – говорит глава Минблага, плавно перекидывая всю ответственность за грядущие непопулярные меры с себя на правительство Домбровскиса, в которое, кстати, сама входит.

 

Домбровскис запутался...

 

Валдис Домбровскис, надо сказать, тоже успел прилично оконфузиться по вопросу о пенсиях. В понедельник газета «Деловые Вести» вышла с фотографией премьер-министра на первой странице и заголовком «Если урежем пенсии, то не более чем на 10%».

 

В этот же день пресс-секретарь премьера заявила, что заголовок публикации неточен: Домбровскис, мол, говорил не о том, что сокращение пенсий может быть до 10%, а о том, что менее 10%. Пока латвийская общественность, а особенно пенсионеры, домысливала, в чем же разница, бюро премьера наскоро распространило информацию о том, что в интервью якобы  «не шла речь о планах правительства сократить пенсии», а премьер лишь «описал ситуацию, которая ранее сложилась по этому вопросу».

 

После этого уже сам Домбровскис заявил СМИ, что в интервью вообще не шла речь о каких-то планах правительства уменьшить пенсии, и такого вопроса вообще нет на повестке дня правительства.

 

«Деловые Вести», в свою очередь, выложили в Интернете аудиозапись интервью с премьером, из которой становится понятно, что премьер говорит именно о будущем пенсионной системы в связи с бюджетом на 2012 год и о ее «возможных корректировках», в качестве максимального сокращения называя предел в 10%.

 

Именно на тот факт, что Домбровскис явно противоречит сам себе в вопросе об урезании пенсий, указывает в своей публикации на портале pietiek.com известный латвийский журналист Лато Лапса.

 

В итоге пенсионеры совсем не знают, что и думать. Председатель Даугавпилсского объединения пенсионеров Зофия Зуева указывает: «Живем в одном стрессе! Одни говорят так, другие – эдак. Ничего не понятно!»

 

«Мне положено, и все тут!»

 

Самым смелым и прямолинейным в вопросе возможного снижения пенсий стал профессор Высшей стокгольмской школы экономики, социоантрополог Роберт Килис.

 

«Пенсии будут урезаны. В хорошем варианте на 20–30%. В плохом – даже на 50%. Об этом, конечно, должен говорить не я, а политики, честно рассказав людям, почему это произойдет неизбежно», – заявил он изданию «Деловые Вести».

 

Он призывает власти пока не поздно «объяснить людям, как работает пенсионная система, откуда берутся деньги, сколько их и на что они тратятся». Только так, по его авторитетному мнению, можно искоренить такой синдром, как «постсоветское понимание пенсий» под девизом «Мне положено, и все тут!».

 

«Как бы цинично это не звучало… Если сравнить нынешних пенсионеров с их предками во втором и третьем поколении, то время, которое наши пенсионеры не работают, стало гораздо длиннее.

 

При этом прежняя система выстраивалась из расчета, что человек, вышедший на пенсию, получает пособие максимум 5–6 лет, после чего умирает. Но сейчас после выхода на пенсию люди живут по 15–25 лет», – указывает на одну из проблем социального бюджета Латвии Роберт Килис.

 

Он предлагает самые разные радикальные решения. Например, повышение пенсионного возраста до 70 лет или его отмену как таковую! При этом правда, признает, что даже они не спасут соцбюджет.

 

«Люди, и особенно пенсионеры, должны понимать: без урезания пенсий социальная система страны рухнет. Обвалится как карточный домик! Причем конкретное решение об урезании пенсий появится уже в этом году, хотя ее исполнение может быть отложено на 2012–2013 годы», – предрекает Килис.