Это последствия вооруженной бойни в Екабпилсе, которые еще долго не забудутся и, несомненно, станут позорным пятном на всей системе латвийского МВД. Даже министр внутренних дел Линда Мурниеце в интервью газете «СейЧас» признала, что «отмыть» честь полицейского мундира после такого происшествия практически невозможно. Однако, заручившись поддержкой премьер-министра и президента страны, глава МВД хладнокровно принимает критические замечания и выражает безоговорочное намерение сделать все от нее зависящее, чтобы навести порядок в системе.
– Госпожа Мурниеце, за оценкой событий в Екабпилсе как-то померкли детали самого происшествия. Например, фирма, проводящая инкассацию, распространила заявление, что в кассе игрового зала было 104,5 тыс. латов. До этого звучала информация о 0,5 млн латов. Какой цифре верить?
– Мы не подтверждаем ни одну из этих цифр и вообще стараемся не разглашать лишних деталей, которые имеют отношение к этому делу, так как заинтересованы в том, чтобы процесс прошел правильно и налетчики получили максимально возможное наказание за содеянное.
– Тогда давайте все-таки поговорим об ответственности. Почему, по-вашему, начальник Рижского региона полиции должен взять на себя прямую ответственность за произошедшее? Интс Кюзис уже публично заявил: для него не было неожиданностью, что от него захотят избавиться. Похоже на охоту на ведьм, не находите?
– Хочу подчеркнуть, что прямую ответственность за случившееся должны понести два командира «Альфы», один из которых – командир роты, в которой долгие годы служили два потенциальных преступника. Он должен был увидеть, что происходит у него под носом! Это вопрос ежедневной дисциплины в «Альфе» и критериев вступления в это подразделение, которое должно быть элитным.
Эти два командира уже наверняка лишатся своих должностей, и на их место будем подыскивать других людей. Что касается отставки Интса Кюзиса, то она лишь временная. И причина отставки – более широкая, чем инцидент в Екабпилсе. Нам с господином Кюзисом предстоит долгий серьезный разговор, но моя позиция в том, чтобы он остался работать в системе внутренних дел, вопрос только – в какой должности?
– А вы не намерены взять на себя ответственность за эту трагедию?
– Конечно, намерена. Но если вы подразумеваете под этим отставку, то нет! Уйти с поста министра и запереться дома – это было бы самое простое, что я могла бы сделать. Заняться детьми, посвятить больше времени друзьям и дому – поверьте, мне есть чем заняться в этой жизни… Но это означало бы как раз снятие с себя любой ответственности. А я намерена бороться с последствиями этой ситуации и не допустить подобного в будущем. И премьер-министр страны, и президент, и наши партнеры по коалиции – «Союз "зеленых" и крестьян» – высказали мне свою однозначную поддержку в этом деле. Так что я не буду отступать.
– А что вы собираетесь сделать для того, чтобы поднять запятнанный престиж профессии полицейского?
– Конечно, после случившегося сделать это уже почти невозможно. Однако будем стараться. Во-первых, нужно исключить возможность попадания в полицию случайных людей. Это более ответственная кадровая политика, еще более серьезный, чем сейчас, отбор на стадии обучения и многочисленные проверки личного состава.
– И вы считаете, что прохождение всех этих проверок стоит того, чтобы по их итогу получать такую низкую зарплату?
– Зарплата полицейских по сравнению с остальными занятыми в госсекторе не так уж и низка. К тому же, ее размер компенсируют многочисленные социальные гарантии. Представители какой еще профессии, например, могут выйти на пенсию в 50 лет? Кому за каждые пять лет службы добавляют три дня к отпуску? Кто еще может в форме бесплатно ездить в общественном транспорте? Этот список можно продолжать.
К тому же, у многих полицейских график работы – сутки через трое. Так что с учетом, что они получают зарплату за один полноценный рабочий день из четырех, их доходы не так уж низки.
Конечно, мы будем работать над их повышением, но и сегодня на зарплату полицейского можно выжить.
P. S. Этот телефонный разговор с министром внутренних дел состоялся в минувший четверг, 27 февраля. А уже через несколько дней стало известно, что Линда Мурниеце восстановила в должности шефа Рижского полицейского управления Интса Кюзиса. Ему приказано в течение месяца разработать предложения по улучшению дисциплины и качества работы полиции. Кроме того, в ближайшее время в спецподразделении «Альфа» будет проведен всеобщий аудит и психологическое тестирование всех сотрудников.
К слову, за 4 года с момента основания спецподразделения «Альфа» со стороны его бойцов зарегистрировано 41 дисциплинарное нарушение. В том числе криминального характера.