По предварительным оценкам экспертов, только в оборудование и сырье вложено не меньше миллиона евро. Так что есть инвесторы, желающие открыть предприятия. Только довольно своеобразные.
В обширных помещениях, где раньше располагались склады горюче-смазочных материалов военного аэродрома, установлена автоматизированная линия. Причем практически все оборудование – новое. Производственная мощность – до миллиона сигарет в день. Были приведены в приемлемое состояние даже комнаты для рабочих, которые, судя по всему, должны были находиться на казарменном положении: и жить, и работать на этом складе.
Первая партия – сигареты марки LM. На каждой пачке написано, что они произведены на территории Российской Федерации в строгом соответствии с лицензионным продуктом компании «Филип Моррис». Кстати, эксперты этой компании должны были вчера прибыть, чтобы оценить качество произведенной продукции.
На заводе были установлены и видеокамеры, прямо в цехе – монитор, на котором можно было следить за происходящим на подступах к заводу. Правда, отладить систему не успели.
По словам руководителя таможенного управления криминальных расследований Марьяна Бурийса, «подпольщики» уже полгода находились в оперативной разработке. И захват был произведен именно тогда, когда производство начало действовать. Когда появилась полиция, работники бросились врассыпную. Один умудрился спрятаться даже в люке под полом.
На месте задержаны шесть человек. Среди них – граждане Киргизии, которые уже давно работали в России. Похоже, их специально доставили в Латвию для работы на заводе. В группу входили также граждане России, Эстонии, Германии и Латвии.
На данный момент под следствием находятся 9 человек. Проходит по делу и владелец земли и помещений – житель Даугавпилса. Естественно, он утверждает, что просто сдал склад в аренду и понятия не имел, что там делают. Но у правоохранительных органов есть сомнения в такой наивной доверчивости.
– Даже пару лишних пачек сигарет через таможню не пронесешь, как же могли доставить и сырье, и материалы, и все это оборудование? – поинтересовался наш корреспондент у М. Бурийса.
– На табак нет никаких документов, скорее всего, это контрабанда. Что касается оборудования, то в разобранном состоянии таможенник не отличит часть сельхозмашины от деталей станка по набивке сигарет.
– Не кажется ли вам, что никто не будет вкладывать миллион в такой подпольный завод, не заручившись какими-то гарантиями собственной безопасности? Другими словами, не проходят ли по делу сотрудники полиции или другие государственные служащие, которые могли крышевать этот заводик?
– В данный момент никаких данных о причастных к преступной деятельности полицейских или сотрудниках таможни не имеется. И пока другого комментария я дать не могу.
– Сигареты сожгут, а что будет с техникой? Возможно, государство могло бы передать это оборудование предпринимателям, которые наладили бы легальное производство?
– Если найдутся желающие купить технику, получить все лицензии и наладить работу, – это теоретически возможно.