Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

Колыбель поэта

Колыбель поэта
Вначале – небольшое вступление. Нынешний год, как, хочется думать, всем известно, проходит под знаком двух ключевых фигур латышской культуры – Райниса (1865–1929) и Аспазии (1865–1943) – отмечается 150 лет со дня рождения обоих.

И компания DAUTKOM (газета «СейЧас», информационно-новостной портал Грани.lv и телевидение DAUTKOM) начинает реализацию масштабного проекта «Постижение Райниса и Аспазии». Первая часть проекта – это цикл статей, рассказывающих о местах, связанных с жизнью и творчеством названных художников, и знакомящих с размышлениями литературоведов о феномене их художественного наследия. Вторая предусматривает конкурс для школьников, состоящий из нескольких этапов. Победителей этого интеллектуального состязания, которое стартует в сентябре, ожидают солидные призы.

 

«Постижение» – это слово, в котором заключен непрерывный процесс. Мы очень надеемся, что с помощью нашего проекта кто-то, возможно, откроет для себя творчество Райниса и Аспазии; кто-то в очередной раз освежит в памяти их книги и задумается о важных вещах. А кто-то, может быть, вслед за нами отправится в музеи, чтобы своими глазами увидеть места, где всё начиналось, где дома и старые деревья помнят Яниса и Элзе.

 

Человек начинается с рождения. Янис Плиекшанс появился на свет 11 сентября (по старому стилю 30 августа) 1865 года в Таденаве (ныне это Дунавская волость Екабпилсского края). Дождливым теплым майским днем журналист и фотокорреспондент «СейЧас» и «Граней» направились туда. 

 

Колыбель поэта
Известно, что весной 1863 года в Таденаву приехал отец Райниса, арендатор земель и ремесленник Кришьянис Плиекшанс с женой Дартой и дочкой Лизе. И Дунава, и Таденава принадлежали графу Казимиру Плятеру-Зибергу, одному из многочисленных отпрысков знаменитого и старинного рода, внесшего немалый вклад в развитие Латвии. Есть версия, что свое название Таденава получила в честь отца Казимира – Михаила Плятера-Зиберга, в юные годы служившего в штабе организатора Польского восстания 1794 года Тадеуша Костюшко. Первоначально название имело вид Tadeushof. В Таденаве с 1959 года работает мемориальный музей Райниса, сейчас он находится на реконструкции и для посетителей закрыт. Но библиотекарь Таденавской библиотеки и в прошлом экскурсовод Айна Тимофеева любезно согласилась сделать для нас исключение и кое-что показать.

 

Колыбель поэта
Реконструкция идет большая, осуществляется проект Программы Европейской экономической зоны, он будет завершен весной 2016 года, но об этом чуть позже. 

 

Пока же мы пытаемся проникнуться атмосферой. Места глухие и малолюдные: когда ехали, встретили совершенно непуганую косулю, которая, кажется, с любопытством смотрела на нас и не думала убегать, да и аисты ходят у самой дороги, редких автомобилей не боятся. «Людей мало осталось, молодежи и вовсе нет», – вздыхает А. Тимофеева. Но не будем о грустном. Природа прекрасна, всё цветет и благоухает, соловьи поют и дождь прекратился. Яркого солнца мы так и не дождались, но чуть-чуть оно показалось.

 

О солнце речь зашла неслучайно. Самое раннее воспоминание Райниса связано с Таденавой, где он провел первые три года жизни. Вспоминал, как вместе с няней грелся на солнышке. Где-то у забора. Вот и всё. Никаких других подробностей память не сохранила. 

 

Колыбель поэта

Колыбель поэта

Колыбель поэта

Колыбель поэта

Колыбель поэта


 

Вот как размышляет об этом писатель, автор романа «Райнис и его братья. Семь жизней одного поэта» Роальд Добровенский: «Тогдашнего, разделенного с няней солнца хватило на шестьдесят с лишним лет. Оно постоянно угадывается в глубине, даже не упомянутое. Да и упоминается без конца. Кого раздражает слово "солнце", то и дело возникающее в райнисовских стихах, тот пусть знает: это не "солнце вообще", а солнце 1867 или 1868 года, светившее в Таденаве, согревавшее малыша и его няньку. Мальчик умел впитывать свет и тепло так, будто приходился солнцу родным сыном. Солнце у латышей женского рода: она. Впитывал свет, как материнское млеко».

 

Колыбель поэта
А вот случай, известный со слов старшей сестры Райниса Лизе. На двухлетнего Яниса напал петух, большой и грозный. Для маленького безоружного ребенка противник серьезный, вооруженный железным клювом, когтями и шпорами. Слава богу, Лизе подоспела вовремя. Петух со своим гаремом и сейчас гуляет у самого крыльца музея, но, увы, нам их встретить не удалось. В музее будут восстановлены комната матери, где находилась колыбель Яниса, комната Лизе, другие комнаты. Реконструкция, на которую выделено, если судить по общедоступной информации, 646 700 евро, коснется и других помещений – сарая, построенного в 1865 году, дома Даболини, построенного в 20-е годы XIX века; также будут реновированы входящие в музейный комплекс погреб и баня. Комплекс в Таденаве приобретет современный вид, в нем будут выставочный зал, конференц-зал, небольшая гостиница; появится возможность осуществлять музейно-педагогические программы. И Интернет, наконец, тоже появится. Будут благоустроены и окрестности. По словам А. Тимофеевой, государственное акционерное общество Latvijas valsts meži очистит находящийся неподалеку пруд и обустроит место для отдыха.

 

Колыбель поэта

Колыбель поэта

Колыбель поэта

Колыбель поэта

Колыбель поэта


 

Колыбель поэта
Пока же мы отправляемся к памятному камню, установленному на месте бани, где и родился непосредственно Райнис. Камень установлен в 1983 году. Если быть совсем точными, то с крошечным Янисом семья перебралась в дом, ныне являющийся музеем, в конце 1865 года. А в сентябре жила в другом доме, расположенном совсем близко от нынешнего музея. Он не сохранился, даже фундамент не уцелел. На этом месте построено другое жилище, мы познакомились с его хозяином – крепким мужчиной по имени Эдгар Балтарунькис. Эдгар рассказал, что состоит на государственной службе и в своем доме создал маленький охотничий клуб. Так, ничего особенного – трофеи и место для дружеских посиделок. А вести метафизические разговоры о поэзии Райниса Эдгар отказался.

 

У памятного камня шумят листвой дуб и липа, посаженные в 1938 году местным лесничим Винкалнсом в честь родителей Райниса. В Таденаве много старых деревьев, которые наверняка помнят солнцепоклонника Яниса Плиекшанса. Правда, некоторые из них в последние годы пострадали от сильных бурь. Недалеко протекает речка Эглайне, воспетая в латышских народных песнях. Совсем недавно, в апреле, ученики Дунавской основной школы посадили дуб в связи со 150-летием со дня рождения Райниса. И еще вокруг много молодых березок. А. Тимофеева говорит, что деревца подрастут и будут напоминать лучи солнца, так любимые и неоднократно воспетые поэтом. Интересный факт: около 30 лет музеем в Таденаве руководила Мара Валтере, дочь патриарха латвийского театра и кино Эвалда Валтерса (1894–1994). Он прожил 100 лет, сыграл более 300 ролей в четырех театрах, десятки ролей в кино, а в 1923 году по личному поручению Петра Стучки передавал его письмо Райнису. Такие вот ниточки судьбы. Мару Валтере старожилы вспоминают с большим уважением.

 

Колыбель поэта

Колыбель поэта

Колыбель поэта

Колыбель поэта

Колыбель поэта

 

Весной 1869 года К. Плиекшанс с семьей покидает Таденаву и арендует имение в Рандене. Дом не сохранился, он был разрушен в годы Второй мировой войны. На месте усадьбы установлен мемориальный камень. А дальше, спустя три года, отец, Янис и Лизе отправляются в Беркенеле. Там сейчас находится мемориальный дом-музей. О нем мы расскажем в следующий раз.