Во время этих многочисленных дискуссий, диалогов и монологов на головы претендентов вылито немало всяческих упреков и, даже, компромата. При чем, если нынешнего многолетнего президента ФФЛ Гунтиса Индриксонса (президент ФФЛ с 1996 года) в основном упрекают в застое в футбольном хозяйстве и нецелесообразных тратах денег, то в отношении бывшего пресс-секретаря ФФЛ, а ныне президента и владельца женской баскетбольной команды Кришьяниса Клявиньша появляются все новые компрометирующие его сведения.
Дело дошло до того, что вопрос о том, следует ли допустить к выборам одного из претендентов Кришьяниса Клявиньша должна решить Дисциплинарная комиссия ФФЛ.
Недавно ФФЛ получила от УЕФА информацию о том, что Кришьянис Клявиньш, возможно, замешан в манипуляциях с результатами матчей в, так называемом, «Деле «Бохума». УЕФА предупреждает ФФЛ о том, что Кришьянис Клявиньш упоминается в этом деле – он получил перевод в 30 000 евро от некоего Мануэля Пекосека, который являлся посредником договорных матчей и ставках на тотализаторе. Следствие установило, что во время телефонных разговоров между сотрудниками спортивного тотализатора SAMVO и осужденным за манипуляции с результатами матчей Анти Сапином последний рекомендовал открыть счет на имя некоего владельца баскетбольного клуба, который часто «выигрывает в тотализаторе».
Следствие установило, что этим везунчиком, скорее всего, является Клявиньш, который владеет СК «Цесис».
А тут еще поступили заявления от двух тренеров - Виктора Нестеренко и Раймонда Лайзанса, которые признались, что им предлагали деньги, если их команды сыграют с нужным счетом. Правда, было это лет десять назад. И никакого «вдруг» тут нет, ибо об этих случаях говорилось еще в 2007 году. Тогда Виктор Павлович Нестеренко в бытность наставника кулдигской «Венты» получил предложение от Клявиньша «сделать игру».
Вот как события 2005 года обрисовал Виктор Нестеренко: «Денег мне никто не предлагал. Мне просто позвонил Клявиньш. Это произошло в то время, когда я работал в клубе "Вента". Он сказал, что хочет со мной встретиться. Встретились в кафе гостиницы. Я думал, хочет решить какие-то футбольные вопросы. Пришел в гостиницу "Латвия". С Клявиньшем был какой-то человек из Словении. И Клявиньш сразу сказал: "Вы едете играть в Лиепаю. Что скажете насчет того, чтобы сделать результат?" Отвечаю: "Это как еще - сделать?". Он еще не предложил никаких денег, я сказал, что Лиепая по-любому обыграет нас, потому что команда "Венты" находится в плохом состоянии. Какой еще результат сделать? Я сказал: "Молодой человек, вы обратились не по адресу!.." Такой был разговор».
Подчеркну, что об этом и других случаях, в свое время, я уже писал в газете «Сейчас». Да, и что касается Виктора Нестеренко, отмечу, что знаком с ним лично ещё с тех времен, когда в Латвии не знали, что такое тотализатор, а именно с 1998 года, когда он тренировал даугавпилсский «Динабург». И знаю Виктора Павловича как человека честного и порядочного, и хорошего специалиста.
В свою очередь, бывший президент «Олимпа» Раймонд Лайзанс в том же 2007 году признался: в 2005 году (опять тот самый злосчастный 2005-й год, когда фарм-клуб «Сконто» играл в Высшей лиге, тогдашний пресс-секретарь Кришьянис Клявиньш предложил ему за 10,5 тысяч латов (15 000 евро) сдать матч лиепайскому «Металлургу со счетом 0:4 или 0:5. Раймонд Лайзанс утверждает, что от лестного предложения он отказался. Но, как бы там не было, а «Олимп» проиграл «Металлургу» - 0:5.
Все обвинения и подозрения в свой адрес Кришьянис Клявиньш напрочь отметает, считая, что против него плетут заговор. Он уверен, что его не просто хотят снять с дистанции президентской гонки, но и вовсе избавится от человека, который мог бы когда-либо еще претендовать на пост. Проще говоря, добиться пожизненной дисквалификации в латвийском футболе. При этом он заявил, что исполнительный директор общества Latvjas Futbola Vitrslīga Эмилс Латковскис (не имеет отношение к ФФЛ) танцует под дудку Гунтиса Индриксонса и генерального секретаря ФФЛ Яниса Межецкиса.
«Посмотрите, кто эти люди, которые должны принимать решение в отношении меня, - кивает в сторону Комиссии по этики ФФЛ Кришьянис Кариньше, - Сам Межецкис (Янис, генеральный секретарь ФФЛ), который не скрывает своего враждебного отношения ко мне, Латковскис (Эмиль), который совершил против меня провокацию в беседе sportacentrs.com. А также Старков (Александр, многолетний тренер сборной Латвии, выведший ее в финальный турнир европейского первенства 2004 года), и юрист Варпиньш (Саулведис) – об этих ничего сказать не могу».
Что касается провокации Эмилса Латковскиса, то речь идет о двухчасовом диалоге между ним и Кришьянисом Клявиньшем, во время которого исполнительный директор общества Futbols Virslīga тщетно пытался добиться ответов и насчет «Дела «Бохума», и по другим вопросам. После передачи Эмиль Латковскис обратился с открытым письмом к футбольной общественности. Мы, как и другие СМИ, предлагаем ознакомиться с этим письмом.
«Дорогие болельщики футбола, футбольная общественность, вижу, что события вокруг кандидата на должность президента Федерации футбола Латвии Кришьяниса Клявиньша (КК) и наша дискуссия с ним на sportacentrs.com TV требует более широкого комментария с моей стороны.
О Дискуссии с КК
Свою работу в должности исполнительного директора LFV я выполнял сердцем и душой. С первого дня я выступал против договорных матчей. Я четко соблюдал принципы равенства. Именно моя активная деятельность и строгая позиция позволили избавиться от «Юрмальского цирка», «Даугавпилса» и «Гулбене». Именно я выступал за то, чтобы «Сконто» наконец попал в список с другими клубами, а не занимал особую позицию. В последние два года проведена огромная целенаправленная работа, чтобы добиться развития Высшей лиги и пойти демократическим путем.
В начале лживые высказывания КК в адрес LFV и непосредственно против меня я не воспринимал серьезно. Но после того, как я понял, что часть футбольной общественности пребывает в отчаянии и готова голосовать за КК, как за альтернативу действующему режиму, я свою позицию поменял. Дискуссия еще раз показала, что КК не может аргументировать свои высказывания, продолжаются популистические заверения и, самое главное, КК не сделал ничего для борьбы с договорными матчами в Латвии.
Об участии КК в договорных матчах
Еще несколько недель назад меня просили прокомментировать и дать свою оценку в отношении кандидатуры КК. Тогда я категорически отказался это делать, так как, хоть и слышал неприемлемые вещи про этого человека, не имел никаких конкретных доказательств его неприемлемой деятельности. Я не хотел быть против этого человека только потому, что он кому-то неугоден. Я считал, что обвинения в его адрес не обоснованы. Ситуация изменилась, когда в мое распоряжение попала переписка ФФЛ, УЕФА и ФИФА. К сожалению, публичные ответы КК не опровергают информацию, что он причастен к договорным играм. Более того, неприемлема позиция КК, которую он демонстрирует в отношении дисквалифицированного Олега Гаврилова и проблем договорных игр в Латвии в целом.
Быть против КК не значит быть за ГИ
Само собой, часть футбольной общественности появления новых фактов в связи со скандалами «договорников» расценивает как попытку Гунтиса Индриксонса (ГИ) и Яниса Межецкиса (ЯМ) избежать поражения на предстоящих выборах. Мне тоже не понятно, почему, например, заявление Виктора Нестеренко появляется только теперь (перед выборами) и почему этот скандал с КК ФФЛ не смогла решить в течении 11 лет! Но я, как член Комиссии по этике и честной игры, не могу игнорировать эту информацию (в том числе из УЕФА и ФИФА) и голосовать против своей совести только потому, что кто-то скажет, что, тем самым я являюсь защитником ГИ. Тут не идет речь о том, чтобы быть за ГИ, а быть против КК.
Призыв к членам ФФЛ и футбольной общественности
Я считаю ненормальным, что на выборы не заявились другие кандидаты, за исключением человека, который пост президента ФФЛ занимает уже 5 сроков, и популист с сомнительной репутацией, не сделавший ничего для развития футбола. Выходит, что, либо футбольная общественность чего-то боится, либо за 20 лет не вырос ни один достойный, конкурентоспособный последователь. Каким бы ни было решение Дисциплинарной комиссии в отношении КК, это предвыборное время превратилось в фарс, который не сулит ничего хорошего для латвийского футбола на предстоящие 4 года».
Мы с Гиртсом Михельсонсом начали движение «Футбол 2031». Мы не согласны с мыслью, что ничего уже не изменится! Мы призываем присоединиться всех, кого заботит развитие футбола в Латвии и у кого есть идеи, как улучшить ситуацию в латвийском футболе.
Эмилс Латковскис
Добавим ко всему вышесказанному, что заседание Дисциплинарной комиссии назначено на пятницу, 11 марта. На заседание приглашен сам Кришьянис Клявиньш, от которого ждут объяснений. После этого будет приниматься решение о его допуске к выборам на пост президента ФФЛ.