Не судите журналиста или новый ход «Коня»4
Надо отметить, что в начале-середине 2000-х годов по количеству судебных процессов против журналистов Даугавпилс был, если не планеты, то уж впереди Латвии всей точно. Отдуваться за свой далеко не легкий труд в залах суда были вынуждены многие известные в городе представители СМИ, в том числе и автор этого материала, который аж шесть раз оказывался затянут в разные судебные процессы – от административного до уголовного. И кто только не призывал журналистов к ответу в судебном порядке за то, что они выполняли свой профессиональный долг и разоблачали всякие нечисти! Политики, юристы, полицейские и, что особо неприятно, даже владельцы СМИ. И что? Да, большинство процессов не закончились ничем, или однозначным оправданием журналистов. То же можно сказать и о делах, начатых против журналистов из других городов. Однако история некоторых должностных лиц ни чему не учит, и представителей СМИ по-прежнему пытаются, так или иначе, привлечь к ответственности в судебном порядке.
Возьмем, к примеру, известного латышского журналиста и публициста Лато Лапсу, который в своей книге «Другая кухня: под законной «крышей» написал о противозаконных действиях спецслужб. После выхода книги против журналиста был начат, а по заверению самого Лато Лапсы, сфабрикован уголовный процесс. И что? Да снова ничего – через два года следствия процесс был закрыт. Потом его дважды пыталась привлечь к административной ответственности все та же Полиция безопасности. Первый раз – за то, что он явился в ПБ с диктофоном, второй – что позволил себе снимать «пейзажи» у здания ПБ, и оба раза не подчинился «законным» требованиям представителей власти. В обоих случаях суды были на стороне журналиста. В отместку, в августе этого года Лато Лапса обратился с жалобой в Генпрокуратуру с требованием начать уголовные процессы против трех сотрудников ПБ – Андриса Клешса, Арниса Купчса и Ильи Бороновскиса.
А вот недавно в опалу попала журналист газеты «Лудзас Земе» Анита Даукште. Ополчилась же на нее сотрудник прокуратуры, прокурор Латгальского окружного суда Наталия Грома. За интервью с таким авторитетным в определенных кругах и хорошо известным далеко за Латгалией бывшим «королем контрабанды» карсавчанином Райтисом Кононовым, по прозвищу «Конь».
Мы не раз обращали внимание читателей на откровения «Коня». Еще несколько лет назад он заявил, что отошел от ратных дел, связанных с контрабандой сигарет, после чего стал «резать правду-матку налево и направо». Вот и с журналистом из Лудзы он пооткровенничал без стеснения. Первая публикация появилась в декабре прошлого года. Надо отметить, что тогда Анита Даукште сразу предупредила, что интервью может вызвать желание у структур безопасности расправиться с конкретным журналистом и редакцией в целом. А все дело в том, что в разговоре с корреспондентом Райтис Кононов утверждал, что контрабанду спирта, хотите – верьте, хотите – нет, прикрывают такие структуры, как уже упомянутая Полиция безопасности, Криминальное управление таможни и Государственная погранохрана, во главе с начальниками данных институций. Также «Конь» рассказал, что конфискованный спирт, который поступает в «Материальные резервы», затем списывается и запускается в оборот.
А при чем тут прокурор Наталия Грома – спросите. Да, во время своих откровений Кононов заявил, что нынешним королем контрабанды является некий Виктор Шабоха, супруг Татьяны Погодиной, которая является, к тому же, сестрой прокурора Громы. При этом «Конь» посекретничал о том, что в прежние времена Виктор Шабоха был его компаньоном в контрабандном деле. В данной ситуации журналист, что вполне логично, задалась вопросом: а как в этом случае прокурор могла курировать дела, связанные с контрабандой? Ведь если супруг, даже если он не официальный, контрабандист и сидел за это незаконное ремесло в германской тюрьме, то тут налицо конфликт интересов!
Как рассказала Анита Даукште, ей довелось побывать у дома на улице Дарза, 40д в Резекне, который официально зарегистрирован на имя Татьяны Погодиной, но соседи отмечают, что в нем часто видана женщина «похожая на прокурора Грому». Официально, по словам Даукште, он стоит 20 000 латов, а на самом деле – примерно в десять раз больше. При чем, в обустройство особняка вложено еще около 400 000. В свою очередь Татьяна и Виктор проживают в нескольких смежных квартирах в многоквартирном доме в Выпинге (восточный район Резекне – прим.).
Еще в одной публикации журналист обращает внимание на методы работы прокурора, которую не убеждают ни решения вышестоящей инстанции суда, отменяющей осуждающий приговор Лудзенского районного суда, ни аргументированные факты адвокатов. Также раскопала коллега и нелицеприятный факт из жизни Наталии, тогда еще Погодиной, связанный с аварией, в которой пострадал человек, а она вместе с компанией покинула место происшествия. Эти публикации и стали причиной того, что прокурор обратилась в Резекненскую полицию с требованием начать уголовный процесс по фактам клеветы в СМИ. Тут надо сказать, что журналист Даукште обратилась с заявлениями в генпрокуратуру и KNAB с просьбой провести расследование деятельности прокурора Громы.
Публикация в газете за 8 сентября сродни разорвавшейся атомной бомбе. По словам Кононова, в 2010 году, с января по май, Шабоха был его компаньоном. Шабоха и предложил платить прокуратуре дань, чтобы обеспечить «зеленый» коридор для контрабанды, которую из России возили на пяти легковушках 2-3 раза в неделю. «Конь» утверждает, что за каждую «ходку каравана» без очереди и осмотра нужно было вносить по 2 000 латов – примерно 20 000 латов в месяц. Якобы эти деньги предназначались для Громы и…обер-прокурора Александра Сорокина! Однако Кононов тут же уточнил, что он деньги отдавал Шабохе и сам их прокурорам не носил, хотя уверен, что они доходили до адресата.
В мае 2010 года Шабоха, по заверению Кононова, стал по-крупному гонять на фурах с контрабандными сигаретами, попался только в прошлом году. Сам же «король контрабанды» ушел на «пенсию». После этого у Кононова, по собственному признанию, начались неприятности.
Мы связались по телефону с обер-прокурором прокуратуры Латгальского окружного суда Александром Сорокиным и попросили прокомментировать утверждения Кононова о «невероятных взятках для прокуроров». Убедившись, что это не шуточный вопрос, Александр Сорокин посоветовал попросить самого Кононова дать пояснения, почему он утверждает, что «отстегивал» деньги на взятки для прокуроров.
Кстати, Райтис Кононов - личность неоднозначная. В родной Карсаве многие жители относятся к нему с большим уважением. Говорят, мол, когда он был главой городка, в нем не было вообще никакого криминала – знали, если что, то Кононов разберется по-своему. Многим оказал реальную материальную помощь.
В начале 2000-х он подозревался в убийстве директора Лудзенского отделения СГД Вячеслава Лисцова, который рьяно взялся бороться с контрабандой. Однако вина Кононова в убийстве доказана не была, и он получил 7-летний срок за приобретение и реализацию оружия убийства Лисцова. В 2012 году Латгальский окружной суд его оправдал в деле о 6,5-миллионной контрабанде сигарет. Однако в прошлом году он был приговорен к штрафу в размере 149 минимальных окладов (42 400 евро – дело было начато еще в 2006 году). Сам Кононов утверждает, что в данном деле его элементарно подставили из-за имевшегося у него компромата на высокопоставленных лиц. В данном деле есть один заслуживающий внимания факт: согласно обвинению, Райтис Кононов организовал контрабанду спирта, находясь в Екабпилсской тюрьме. По мобильному телефону. Кстати, Кононова неоднократно, как заявляют правоохранительные органы и тюремная администрация, ловили с мобильным телефоном, с которого он звонил свидетелям с целью оказать влияние, а то и подельникам. В том числе и в рижском «Централе». Высказывалось мнение, что «мобильники» ему доставляет одно и то же лицо, но установить его не удалось.
Между тем, на этой неделе в Резекненском суде начался процесс по факту вымогательства Кононовым 10 000 евро. И в этом случае «Конь» уверяет, что его подставили. Надо отметить, что в свое время Кононов утверждал, что лично платил дань бывшему директору Бюро по защите Сатверсме (SAB) Лайнису Камалдиньшу. Причем, став обвиняемым в деле убийства Лисцова, Кононов заявил, что именно SAB был заинтересован в ликвидации главы Лудзенского отделения СГД, но никак не он.
Кстати, что касается дела о клевете, то, как рассказала Анита Даукште, материалы из Резекне переданы в Екабпилсскую полицию. Сама журналист считает это хорошим знаком, ибо в отличие от резекненских полицейских, екабпилсские не будут подвержены влиянию со стороны Латгальской прокуратуры.
Мы, конечно, будем держать в курсе читателей относительно хода этого любопытного и непростого дела. Но со своей стороны отметим, что пора прекращать практику начинать против журналистов уголовные процессы. Такие дела должны рассматриваться либо в административных, либо в гражданских процессах. Что касается уголовного процесса, то это можно рассматривать, как способ шантажа, давления на СМИ и конкретных журналистов. А это, в свою очередь, ограничивает свободу слова. Подчеркнем, что в большинстве стран Европы уголовное наказание для журналистов за их труд, даже если они допускают ошибку, не предусмотрено в законодательствах. Латвия в этом смысле отстает от европейских демократичных стран.
Как рассказала Анита Даукште, в редакции газеты «Лудзас Земе» побывала спикер парламента Инара Мурниеце. Она также выразила мнение, что журналисты латвийских СМИ при любом раскладе не должны призываться к уголовной ответственности за выполнение своего профессионального долга.